Поиск по сайту Поиск

Хайп или будущее интернета? Что такое метавселенная

Согласно исследованиям, к 2026 году четверть людей станет проводить в метавселенной не меньше часа в день. В сегодняшней статье разберемся, что такое метавселенная, зачем она нужна и при чем тут Нео из «Матрицы».

Что такое метавселенная

Что вы представляете, когда слышите фразу «другая реальность»? Возможно вам в голову приходят такие культовые фильмы, как «Матрица» братьев Вачовски или лента 2018 года «Первому игроку приготовиться»? Можем быть вы вспомнили книгу «Лавина» писателя Нила Стивенсона?

Трейлер фильма «Первому игроку приготовиться»

Идея фильмов и книг проста — человек использует специальные технологии, создает своего аватара и погружается в виртуальную реальность (VR), где взаимодействует с другими погрузившимися людьми.

Метавселенная в представлении фантастов — это утопическая виртуальная вселенная, которая «освобождена» от культурных, социальных, экономических и политических проблем реальности.

К слову, термин «метавселенная» придумал упомянутый выше писатель-фантаст Нил Стивенсон в 1992 году, описав им следующую стадию развития интернета. В романе «Лавина» метавселенная — это единый цифровой мир, способный объединить физическую, дополненную и виртуальную реальности. 

Дополненная реальность (AR) — это среда, в реальном времени дополняющая физический, настоящий мир цифровыми данными с помощью различных устройств (планшетов, смартфонов) и специального программного обеспечения.

Отличие дополненной реальности от виртуальной реальности (VR) в том, что дополненная реальность лишь добавляет отдельные элементы в уже существующий мир. Виртуальная реальность искусственно создает целый мир заново.

Создав своего аватара в метавселенной, человек сможет делать в VR практически всё то же, что и в реальном мире, например, искать информацию, общаться с друзьями, работать, гулять. Короче говоря, жить в новой вселенной так, как он хочет, и владеть чем угодно.  

Некоторым может показаться, что метавселенная = видеоигры. Но не стоит приравнивать два этих понятия. Сейчас расскажем почему.

Нео из «Матрицы»

Чем метавселенная отличается от игр

У игр и метавселенных и правда есть множество схожего. Например, пользователи создают аватара/персонажа, находят друзей, врагов, объединяются в группы, «фармят» ресурсы для каких-то задач и создают предметы.  

Дальше — только отличия. Первое из них в том, что мир метавселенной существует вместе с реальным, пересекается с ним или дополняет. Игра же — это вымышленная вселенная, созданная ради игрового процесса. Давайте на примерах. 

Зайдя в игру, вы начинаете играть по определенным правилам, например, если вы играете в World of Warcraft, ваша основная цель — прокачать (сделать сильнее) своего персонажа. Для этого нужно добывать ресурсы, игровую валюту, искать броню, оружие и выполнять сюжетные квесты (цепочки заданий). 

В метавселенной игрового процесса нет. Здесь учатся, ходят по виртуальным магазинам и встречаются с коллегами на совещании в цифровом офисе. И всё это без квестов типа «смешать зелье» или «добыть 15 одуванчиков».

Также у игры есть прописанный лор (от английского «lore» — «значение», «предание») — это фоновая информация о мире игры, его истории, культуре, традициях и других деталях.

У метавселенной ничего подобного нет, ведь, когда вы заходите в мир, вы не превращаетесь в ассасина, эльфа или ведьмака. Это все также вы, с вашей историей, вашей внешностью и вашими особенностями.

Еще одна отличительная особенность метавселенной — бесконечное существование. Metaverse работает без перерывов и никогда не заканчивается, в отличие от игр.

Также расскажем о децентрализации. Это означает, что каждая метавселенная — творческая работа миллионов людей, каждый из которых вносит вклад в новый мир. Играми же управляют корпорации разработчиков, которые прописывают каждую деталь, а геймеры получают готовый продукт.

И, конечно же, нельзя не упомянуть валюту. В играх есть специальная игровая валюта, которую можно приобрести донатом за реальные деньги. Донаты — покупка какой-то вещи в игре, например, нового облика на любимого персонажа или полезных ресурсов, которые трудно добыть самостоятельно.

Получается, что в играх действует схема: задонатил деньги на аккаунт → получил облик → купленное привязывается к вашему аккаунту навсегда.

Расчеты внутри метавселенной происходят в криптовалюте. Например, в биржах вроде Coinbase крипту можно купить в любой момент за доллары, чтобы вложить их во что-то, например: 

  • купить рекламу,
  • продать виртуальные участки, 
  • обновить гардероб и так далее. 

К слову, на платформе Decentraland стоимость цифрового участка земли может достигать 2,4 миллиона долларов. А рэпер Snoop Dogg построил особняк в The Sandbox и продал 1 000 вип-билетов (5 700 долларов за каждый) на концерт в виртуальном доме.

Особняк Снуп Догга в метавселенной
Snoop Dogg в метавселенной

Можно сделать и наоборот: заработать криптовалюту внутри метавселенной, чтобы потом продать ее за евро на бирже, вывести на свою банковскую карту или потратить в супермаркете.

Получается, что…

… метавселенная — это аналог реального мира с полноценной экономической системой на блокчейне.

Кто еще тусит в метавселенной

Пока что не существует полноценных виртуальных копий нашего мира, но некоторые компании вкладывают огромные деньги, чтобы реализовать идею метавселенной как можно быстрее. Одна из них — компания Meta (деятельность компании запрещена на территории Российской Федерации). 

Под руководством Марка Цукерберга в 2021 году компания запустила Horizon Workrooms (виртуальный коворкинг) и объявила старт работ над «трехмерным интернетом», в котором люди будут не потреблять информацию, а будут находиться внутри нее. 
«Наша следующая платформа будет еще более захватывающим, иммерсивным интернетом, в котором вы проживаете опыт, а не смотрите на него со стороны. В будущем вы сможете мгновенно телепортироваться в виде голограммы, чтобы оказаться в офисе без физических поездок на работу, на концерте с друзьями или в гостиной дома ваших родителей, которых хотите навестить», — заявил генеральный директор Meta Марк Цукерберг и выделил 10 миллиардов долларов на развитие метавселенной.

Аватар Марка Цукерберга в метавселенной
Так выглядит аватар Марка Цукерберга в метавселенной

Не остался в стороне и технологический гигант Microsoft. Компания заявляет, что набор облачных сервисов для организации работы команды Microsoft Azure — корпоративная метавселенная. Полного погружения в метавселенную, как в матрице, пока что нет, так как компания смешивает реальный и виртуальный мир, создавая цифровые копии предметов.

Microsoft также хотят перейти к «голопортации» — методу, когда человек появляется в виртуальном мире в виде голограммы в облике самого себя.

Пример воспроизведения голограмм в фильме «Звездные воины», ждем такое же в метавселенной
Пример воспроизведения голограмм в фильме «Звездные воины», ждем такое же в метавселенной

Кстати, мы в REG.RU тоже не стали исключением и уже проводим созвоны в виртуальной реальности. Сейчас члены нашей большой команды встречаются в диджитал-офисах, где обсуждают задачи на неделю, продумывают маркетинговые стратегии и даже играют в мафию.

REG.Metaverse

А это самый олдовый пример метавселенной — Second Life. Проект был создан в 2003 году для того, чтобы пользователи могли завести альтер-эго в виртуальном мире, а не переносить свою реальную жизнь в онлайн.

Аватары в Second Life
Сегодня Second Life — огромное онлайн-сообщество, заселенное миллионами пользователей

Еще один интересный пример, объединиивший в себе и метавселенные, и игры — Fortnite. Создатели Epic Games медленно начинали превращать успешную игру в метавселенную, проводя концерты таких суперзвезд, как Трэвис Скотт, Ариана Гранде и Билли Эйлиш.

Концерт Трэвиса Скотта в игре Фортнайт

Зачем же нужна метавселенная 

Из описанного выше вытекает следующий вопрос: «Чем же будет полезна метавселенная?». Попробуем разобраться.

Метавселенная — это общение из любого уголка мира. Конечно же, это не ново, ведь существуют мессенджеры, соцсети и сервисы для видеосвязи. Но безграничное общение в метавселенной дарит нам совершенно новые формы общения: возможность обняться через расстояние, сходить в кафе или завязать с кем-то новое знакомство, столкнувшись на виртуальной улице.

Новый формат работы. Меняется формат общения — меняется и построение работы. Используя метавселенную, можно сократить затраты на реальный офис и сделать его в онлайне. К тому же многие компании уже работают удаленно (привет, 2020 год). Для них метавселенная — это хороший и удобный способ собрать сотрудников из разных городов вместе.

Метавселенные могут также изменить сферу образования. К примеру, оплатив обучение и сдав экзамены, вы сможете стать студентом, находясь в аудитории на занятии преподавателя не физически, но будучи аватаром самого себя.
Если говорить о маркетинге, то и здесь найдется выгода для бизнеса. Например, можно привлекать виртуальных инфлюенсеров и моделей. Хороший пример реализации этого метода — Лил Микела. Это виртуальная модель, существующая только в соцсетях, которая выпускает клипы, дает интервью и выкладывает красивые фотографии.

Виртуальная модель Лил Микела
Модель Лил Микела

Также можно открыть магазин в диджитал-пространстве, чтобы продавать в метавселенной как цифровые предметы, так и реальные. Например, Gucci создал первую виртуальную пару кроссовок, которые можно было примерить в VR.

Кроссовки Gucci Virtual 25
Кроссовки Gucci Virtual 25

Можно реализовать наружную рекламу в метавселенной и  размещать ее в городах на билбордах, экранах, листовках — всё на усмотрение маркетологов из виртуальной реальности. Например, российская онлайн-платформа Kion от МТС в партнерстве с командой Bidease разместила видеоролики и баннеры в нескольких популярных играх, например, Axis Football.

Внимание на трибуны

Еще один крутой кейс — проводить мероприятия и концерты. Выше мы уже рассказывали о концерте популярных артистов в игре Фортнайт. Теперь подтвердим крутость этой активности цифрами. В 2019 году американский диджей Marshmello впервые провел виртуальный концерт в Fortnite. Его посмотрели более 10 миллионов  зрителей на самой платформе и более 2 миллионов на YouTube, Twitch и Mixer — и это за один день.

Концерт диджея Marshmello

Не забывайте о блокчейне. Покупка, продажа объектов метавселенной и инвестирование — всё это можно реализовать в метавселенной с технологией NFT. Предметы становятся частной собственностью, которую всегда можно перепродать по выгодной цене, будь то виртуальный участок по соседству с известным актером или диджитал-картина. 

Ну и конечно же, можно создать свою вселенную и сделать пространство брендированным, продавать свои услуги в виртуальном мире и общаться с клиентами через такой необычный канал связи.

⌘⌘⌘

Многие эксперты считают, что метавселенные скоро станут заменой соцсетям, но пока это только еще зарождающийся тренд. 

А что думаете вы о метавселенных? Это будущее интернета или просто хайп? Поделитесь в комментариях 👇

Победить конкурентов и увеличить выручку: кейс горизонтального масштабирования клиники

Рассказываем путь развития стоматологической клиники к повышению выручки на 40% с сохранением рентабельности.
Read More

Руководство по CI/CD в GitLab для новичка

В статье разбираем, как устроена практика CI/CD, какие у нее нюансы и преимущества использования. А также расписываем пошаговый процесс использования...
Read More

Что такое GitLab, кому нужен, как пользоваться

GitLab — платформа для совместной разработки. Она позволяет командам организовывать свои процессы от планирования до мониторинга и может работать в...
Read More

Как продавать представителям разных поколений

Рассказываем, как работает теория поколений и чем она оказывается полезной для маркетинга в малом и среднем бизнесе.
Read More

Как привлечь новую аудиторию и победить конкурентов. 3 кейса-стратегии

На примере трёх кейсов разбираем трансформацию продуктов на основе методологии jobs-to-be-done.
Read More

Что стоит автоматизировать в бизнесе с самого начала

Экономить силы, время и деньги – это база, а не привилегия. Автоматизируйте процессы и уделяйте внимание стратегическим задачам.
Read More

Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция

Бизнес-план — стратегия развития проекта, без которой не стоит начинать ни один бизнес. Рассказываем, как правильно его составить.
Read More

Сильная презентация для инвесторов: от содержания до выступления

Всё про качественную презентацию для инвесторов. Что разместить на слайдах, как держаться на встрече и увеличить свои шансы на сделку.
Read More

Дёшево и эффективно: как малому бизнесу продвигать свой сайт

Как выделиться среди конкурентов и получить внимание потенциальных клиентов. Бюджетные методы продвижения сайта – в этом обзоре.  
Read More

Как перевести бизнес в онлайн: 7 шагов

Пошаговая инструкция по переводу существующего бизнеса в онлайн: от создания сайта до начала продаж и запуска рекламы.
Read More