Поиск по сайту Поиск

Что такое SWOT-анализ

Как вы уже знаете, для успешного ведения бизнеса важно не только разработать брендинг, создать сайт и запустить рекламу. Один из важных компонентов успеха — понимание того, насколько эффективно развивается компания в сравнении с конкурентами. Чтобы проанализировать сильные и слабые стороны бренда, можно использовать SWOT-анализ. О нем сегодня и поговорим.

Как расшифровывается SWOT-анализ

SWOT — это аббревиатура от четырех английских слов:

  • Strengths — сильные стороны, преимущества товара, услуги или бренда в целом, которые отличают вашу компанию от конкурентов.
  • Weaknesses — слабые стороны, недостатки продукции или бренда.
  • Opportunities — возможности, внешние факторы, события, которые компания может использовать для своего развития.
  • Threats — угрозы и негативные факторы, которые никак не зависят от компании.

Эти четыре составляющие делятся на факторы внешней и внутренней среды. Сильные (S) и слабые стороны (W) зависят от внутренних процессов, например, работы сотрудников, качества услуг, маркетинговой кампании и так далее. А возможности (O) и угрозы (T) связаны с внешними факторами, например, с резко меняющейся ситуацией на рынке, новыми законами или конкурентами.

SWOT-анализ — маркетинговая стратегия, помогающая человеку или компании проанализировать сильные, слабые стороны, угрозы и возможности для планирования и улучшения проекта.

Зачем бизнесу нужен SWOT-анализ

SWOT-анализ подходит для исследования и разработки стратегии любого масштаба: государственных или коммерческих организаций, магазинов, товаров. 

В чем же суть метода SWOT-анализа? В том, что с его помощью можно посмотреть на свою компанию «со стороны», увидеть реальную ситуацию в организации с учетом внешних угроз, найти новые точки роста и в результате составить план действий для каждой ситуации. 

Также проведение SWOT-анализа поможет: 

  • сменить направление развития и адаптироваться к требованиям, трендам индустрии;
  • подвести итоги за выбранный период, например, что компании удалось улучшить за полгода, какие возможности появились и каких угроз удалось избежать;
  • оценить риски при запуске новых услуг, продуктов или развитии новых направлений;
  • при необходимости принять решение о смене направления развития компании или ребрендинге.

Рекомендуют проводить его не реже одного раза в год для проверки актуальной стратегии.

Как сделать SWOT-анализ — на примерах

Для проведения SWOT-анализа нужно заполнить небольшую таблицу 2 на 2. Можете скачать специальный шаблон, сделать ее в Excel или начертить на бумаге — на ваш вкус и цвет. Главное, чтобы она состояла из четырех элементов SWOT.

Пример оформления SWOT-анализа в виде таблицы
Пример оформления SWOT-анализа

И не забывайте, что основное условие SWOT-анализа — честность и справедливая оценка сильных и слабых сторон компании. 

Теперь начинаем разбирать анализ по косточкам на примере небольшого магазина хэндмейд-игрушек.

Определяем сильные стороны

В список преимуществ лучше включать уникальные характеристики, которые отличают компанию от конкурентов. Если ничего не приходит на ум, можете ответить на такие вопросы:

  • Что уникального есть в нашей компании? Какие методики, технологии, ресурсы мы используем в отличие от конкурентов?
  • В чем наше главное преимущество?
  • Какие ценности мы транслируем?
  • Чем и как привлекаем клиентов?
  • В каких еще сферах мы большие молодцы?

Сильные стороны магазина игрушек

  1. Мы создаем игрушки по индивидуальному заказу своими руками → каждая из них уникальна. 
  2. Все игрушки сделаны из натуральных тканей (хлопка, вискозы) → они экологичны на 100%.
  3. Есть большой выбор игрушек, которые подойдут от 0 до 12 лет → охват большей аудитории.

Определяем слабые стороны

Честность и еще раз честность. Попробуйте отстранится и выделить недостатки продукта или услуги, ограничение, отсутствие возможностей или раздражающие факторы, которые оттолкнули бы вас как клиента.

Здесь пригодятся такие вопросы: 

  • В каких направлениях мы слабы?
  • Что мешает активному развитию компании?
  • Что мешает нам следовать трендам?
  • На что уже жаловались наши клиенты?
  • Есть ли какие-то проблемы с оборудованием?
  • Какие ошибки мы повторяем?
  • Часто ли уходят сотрудники? Если да, то почему?
  • Соответствует ли цена рыночной и так далее.

Слабые стороны магазина игрушек

  1. У нас нет договора со службой доставки, поэтому магазин доставляет только по Москве, остальным приходится отказывать.
  2. Небольшой штат, поэтому производство занимает больше времени, чем у конкурентов. А перед праздниками случается «завал».

Рассматриваем возможности

Важно понять, какие события «извне» могут положительно повлиять на вашу компанию. Попробуйте спросить себя:

  • Какие события могут повлиять на развитие компании?
  • Какие тренды зарождаются в индустрии? 
  • Какие из них мы можем обратить в свою сторону?
  • Ушли ли с рынка конкуренты?
  • Появились ли новые технологии в индустрии?
  • Какие возможности мы еще не используем?

Тем временем в магазине игрушек

  • Идут переговоры с дизайнером, который создаст авторскую коллекцию игрушек по хайповому мультфильму этого года.
  • Пришло время наладить доставку по РФ.

Рассматриваем угрозы

Все угрозы не зависят от компании. Часто они бывают внезапными, стихийными. Сюда можно отнести новые законы, глобальные изменения на рынке, внезапно появившихся сильных конкурентов и так далее. 

Попробуйте проанализировать важные события в компании за последнее время и ответить на эти вопросы:

  • Что может навредить вашему делу?
  • Снижался ли у клиентов интерес к бренду за последние месяцы? Если да, то почему?
  • Как повлияют на вас экономические или политические изменения в стране?
  • Есть ли потенциальные конкуренты?
  • Появились ли новые продукты и технологии, из-за которых ваша продукция устареет?

Угрозы для магазина игрушек

При оформлении доставки нативным моментом для магазина могут стать, например, экономическая нестабильность в новых регионах, уход главного поставщика материалов с рынка или новые стандарты качества игрушек.

Какая таблица получилась для магазина игрушек:

Сильные стороны (S) 👍Слабые стороны (W) 👎
◼️ Уникальный дизайн◼️ Нет доставки по РФ
◼️ Для детей от 0 до 12◼️ Игрушки долго создаются из-за маленького штата 
◼️ Экологичность
Возможности (O) 👍Угрозы (T) 👎
◼️ Авторская коллекция от дизайнера◼️ Конкуренты делают игрушки быстрее
◼️ Возможен уход поставщика с рынка


Если вам нужны еще примеры SWOT-анализа, предлагаем поупражнятся и сделать небольшой анализ ресторана с фастфудом, например, «Вкусно — и Точка». 

Сначала предлагаем вам попытаться ответить на вопросы выше и заполнить таблицу, а потом сверится с нашей  — многие ли пункты сошлись? Спрятали ее под аппетитной гифкой.

пример SWOT-анализа для ресторана
Сильные стороны (S) 👍Слабые стороны (W) 👎
◼️ Быстрое приготовление еды◼️ Фаст-фуд — вредная еда 
◼️ Узнаваемость бренда (если вы понимаете, о чем мы 😏)◼️ Негативные отзывы от клиентов, придерживающихся здорового питания
◼️ Большой рекламный бюджет
◼️ Партнерство с местными поставщиками
◼️ Празднование дней рождений
◼️ Доставка на дом 
Возможности (O) 👍Угрозы (T) 👎
◼️ Добавление позиций для вегетарианцев и ◼️ Популярность правильного питания
◼️ Изменение привычек клиентов◼️ Усиление конкуренции (например, с Бургер Кингом или КФС)

Результаты анализа

Теперь, когда таблица заполнена, пришло время сделать выводы и расписать план действий для развития компании. 

Попробуйте ответить на такие вопросы:

  • О какой сильной стороне компании, продукта или услуги не знают ваши клиенты?
  • Какие PR-каналы вы не используете и почему?
  • Чего не хватает бренду здесь и сейчас в конкретных условиях? Можно ли это улучшить или исправить?
  • Какие угрозы можно минимизировать или устранить вовсе, чтобы обезопасить себя?
  • Какие возможности и тренды есть в конкурентной среде?
  • Что сделать, чтобы прокачать свои слабые стороны?
  • Как скрыть слабости от глаз клиента, если сейчас невозможно их исправить?
  • Опишите, каким образом можно преобразовать слабые стороны в сильные, а угрозы – в возможности для роста?

Для удобства можно использовать комбинации SWOT-анализа:

  • Комбинация S-O. Как преобразовать возможности в свои новые сильные стороны.
  • Комбинация W-O. Как использовать возможности для проработки слабых сторон?
  • Комбинация S-T. Как использовать угрозы с выгодой для компании?
  • Комбинация W-T. Как снизить влияние угроз на слабые стороны?
Пример комбинаций для выводов после SWOT-анализа

Весь этот анализ поможет определиться с дальнейшими действиями для будущих улучшений: составить план действий, поставить сроки для достижения целей, прокачки своих сильных сторон, найма сотрудников и так далее.

Памятка: что важно помнить при проведении SWOT

Несколько полезных правил, которые помогут грамотно провести анализ.

📝 Сузьте круг данных для исследования. Не нужно пытаться охватить все сферы огромного холдинга. Лучше не распыляться и выделить одну сферу, например, рекламу или общение с клиентами по разным каналам.

📝 Думайте о клиентах. Важно отбросить субъективный подход и поставить себя на место пользователя, который выбирает или отказывается от ваших услуг, — именно потребитель определяет, будет ваша компания успешна или нет.

📝 Смотрите шире. Не забывайте обращаться за помощью к друзьям и коллегам —  специалистам в своей области. 

📝 Правильно структурируйте данные. Не забывайте про внутренние и внешние факторы — новички часто путают эти понятия, от чего теряется весь смысл анализа. Проверяйте себя: пропишите описание каждой категории в таблице или используйте матрицу из нашей статьи.

📝 Не додумывайте. Берите информацию из качественных источников «от сих до сих», тогда анализ получится качественным. 

📝 Формулируйте четко. Чем более точно вы сформулируете факторы, тем более конкретные варианты решения вы получите в итоге.

⌘⌘⌘

Итак, SWOT-анализ — простой и универсальный метод работы с данными. Он помогает составить картину не только слабых и сильных сторон, но учитывает угрозы и возможности, чтобы определить будущую стратегию по продвижению в топ. SWOT-анализ не дает на выходе конкретных цифр, зато поможет найти возможности и новые точки роста для развития проекта. 

И напомним, что если у вас есть сайт, то после SWOT-анализа вы всегда можете запустить рекламную кампанию с помощью подписки от Яндекс.Бизнес. 

Победить конкурентов и увеличить выручку: кейс горизонтального масштабирования клиники

Рассказываем путь развития стоматологической клиники к повышению выручки на 40% с сохранением рентабельности.
Read More

Руководство по CI/CD в GitLab для новичка

В статье разбираем, как устроена практика CI/CD, какие у нее нюансы и преимущества использования. А также расписываем пошаговый процесс использования...
Read More

Что такое GitLab, кому нужен, как пользоваться

GitLab — платформа для совместной разработки. Она позволяет командам организовывать свои процессы от планирования до мониторинга и может работать в...
Read More

Как продавать представителям разных поколений

Рассказываем, как работает теория поколений и чем она оказывается полезной для маркетинга в малом и среднем бизнесе.
Read More

Как привлечь новую аудиторию и победить конкурентов. 3 кейса-стратегии

На примере трёх кейсов разбираем трансформацию продуктов на основе методологии jobs-to-be-done.
Read More

Что стоит автоматизировать в бизнесе с самого начала

Экономить силы, время и деньги – это база, а не привилегия. Автоматизируйте процессы и уделяйте внимание стратегическим задачам.
Read More

Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция

Бизнес-план — стратегия развития проекта, без которой не стоит начинать ни один бизнес. Рассказываем, как правильно его составить.
Read More

Сильная презентация для инвесторов: от содержания до выступления

Всё про качественную презентацию для инвесторов. Что разместить на слайдах, как держаться на встрече и увеличить свои шансы на сделку.
Read More

Дёшево и эффективно: как малому бизнесу продвигать свой сайт

Как выделиться среди конкурентов и получить внимание потенциальных клиентов. Бюджетные методы продвижения сайта – в этом обзоре.  
Read More

Как перевести бизнес в онлайн: 7 шагов

Пошаговая инструкция по переводу существующего бизнеса в онлайн: от создания сайта до начала продаж и запуска рекламы.
Read More