Поиск по сайту Поиск

Что такое «зеленый интернет» и как стать экологичным пользователем сети

Вырубка деревьев и вредные производства — не единственные угрозы планете. Серфинг по сети тоже причиняет вред и становится причиной парниковых выбросов в атмосферу. Накануне Всемирного дня Земли поговорим о том, что такое зеленый интернет и как стать экологичным пользователем.

Данные — корень проблемы

Каждый день вы ищете информацию в интернете и открываете различные сайты. Ваши запросы за доли секунды доходят до серверов, на которых хранятся нужные файлы, и возвращаются — сайты открываются у вас на компьютере. 

В какое бы время вы ни отправили поисковый запрос, Яндекс и Google его обработают, а искомые сайты откроются. Чтобы у вас был постоянный доступ к информации, серверы, на которых она хранится, работают без выходных: 24 часа в сутки, 365 дней в году. 

И в конечном итоге всё сводится к данным, а точнее — к их обработке. Каждая веб-страница или онлайн-игра — это, по сути, данные, которые нужно постоянно хранить и выдавать по запросу. Это обеспечивают дата-центры, или ЦОД, — помещения, где размещены серверы и сетевое оборудование. Там постоянно работает вентиляция для защиты от пыли и система охлаждения. ЦОД — своего рода «мозги» интернета. Если интересно, как они устроены, можете почитать подробную статью в нашем блоге. 

Эксперты из США подсчитали, что каждый из крупнейших ЦОД в мире в 2020 году требовал более 100 мегаватт мощности — столько же нужно, чтобы обеспечить электричеством 80 тысяч домашних хозяйств.

На все устройства, которые используем мы с вами, приходится 3,7% парниковых выбросов. К 2040 их количество вырастет до 14%, предполагают в Международном энергетическом агентстве.

Статистика распределения энергии
Распределение энергии в центрах обработки данных

Вот так серфинг по сетям оставляет не только историю в браузере, а еще и углеродный след в реальном мире.

Как интернет становится «зеленым»

Первые шаги к «озеленению» интернета сделали ученые из американского Института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике. В 2005 году они поставили амбициозную цель и добились ее — за счет усовершенствования стандартов работы интернета снизить потребление энергии на 50%. Суть в том, что устройство с поддержкой Green Ethernet проверяет разъемы и отключает их от питания, если устройство не используется. А еще умный интернет определяет мощность сигнала, ориентируясь на длину кабеля.

Крупные производители маршрутизаторов подхватили волну экологичности и стали выпускать энергоэффективное оборудование. 

Так как значительная часть электроэнергии в дата-центрах уходит на охлаждение оборудования, их начали возводить в северных странах:

  • Google переоборудовал бумажную фабрику в Финляндии под дата-центр и использует морскую воду из залива для охлаждения. 
  • Яндекс тоже построил ЦОД в Финляндии, а отработанное тепло подает в систему теплоснабжения и обеспечивает отоплением близлежащий город, сокращая углеродный след. 

Стремление экологично использовать интернет распространилось почти на все его сферы. Дизайнеры из Лондона, например, поработали над сайтом крупной кофейной компании: упростили оформление и навигацию, сжали изображения. «Похудевший» ресурс стал экологичнее, а выбросы сократились с 2,69 г. до 0,08 г CO2 за загрузку одной страницы.

Пример экологического сайта
Экологичный сайт британской компании Cafédirect

А журналист из Барселоны сделал сайт, который работает на солнечной энергии. Батареи он расположил на балконе в своей квартире. Много солнечных дней — сайт работает бесперебойно, пасмурно — отключается. Ночью сайт в процентах показывает, сколько осталось «заряда».

Сайт, работающий на солнечных батареях
На своем сайте Крис Де Декер пишет об экологии и технологиях, которые делают мир лучше

Разработали даже экологичный поисковик — Ecosia использует только возобновляемую энергию, а на средства с прибыли сотрудники компании высаживают по одному дереву на каждый поисковый запрос.

Каждый запрос в экологичном поисковике равен одному посаженному дереву

Впрочем, как бы ни старались экоактивисты, ковид и последующая за ним удаленка показали — пока человечество не готово к «зеленому» интернету. В 2020 году пользоваться Всемирной паутиной стали на 40% больше, что привело к дополнительным затратам — 42,6 млн. мегаватт-часов электроэнергии. 

Как сделать интернет экологичнее и сократить углеродный след

Сократить свой углеродный след может каждый житель планеты, который использует интернет. Для этого не потребуется танцев с бубнами — простые шаги будут самыми эффективными:

  1. Выключайте камеру во время видеоконференций. 1 час в Zoom — более 150 г CO2. Столько же выделилось бы при сжигании пол-литра бензина. Если вам ну очень хочется видеть собеседника и самому быть в центре внимания, можно включать камеру во время выступления и сразу выключать после него. 
  2. Наведите порядок на виртуальных полках. Вы уверены, что вам необходимо хранить те 50 фото с выпускного в «Одноклассниках»? Ведь можно оставить 1-2 самых удачных и снизить нагрузку на сервер, заодно и сократить выбросы CO2. 
  3. Используйте смайлы вместо стикеров и не спамьте сообщениями. Одно длинное сообщение обойдется планете меньшими потерями, чем десять коротких — объем каждого весит около 0,014 г CO2. Стикеры вредят больше, чем смайлы — пересмотрите свои коллекции. На случай важных переговоров любимый стикерпак с котиками можно оставить, а остальное лучше удалить.
  4. Уменьшайте яркость монитора. Это позволит снизить электропотребление.
  5. Разберите почту. Цена 1 email-сообщения в среднем — 4 г CO2. Если вы давно хотели отписаться от ненужных рассылок — самое время. Заодно почистите папки и, отправляя письмо в следующий раз, задумаетесь, действительно ли это необходимо.
  6. Скачивайте фильмы и музыку. Если загрузить медиа на свое устройство, можно снизить нагрузку на сервер, поскольку вы получите с него данные только один раз. 
  7. Считайте свой углеродный след. Для этого разработали уже с десяток ресурсов и приложений. Можно использовать сайт от Greenpeace. Он покажет, какой углеродный след вы оставили за последний год и даст рекомендации. А еще можно установить расширение Carbonalyser для браузера. 
  8. Используйте облачные вычисления. «Облако» позволит распоряжаться ресурсами эффективнее и избежать простоя оборудования. На сегодня облачные сервисы — самое экологичное решение. 
  9. Устраивайте детокс от соцсетей. В свободное время вместо серфинга в соцсетях насладитесь моментом, посмотрите вокруг и послушайте себя. Прочтите книгу, на которую не хватало времени, или попробуйте новое хобби.

⌘⌘⌘

Удаляйте старые фото и переписки, общайтесь вживую, проводите время с близкими и, возможно, это вдохновит вас на новые свершения. Конечно, от действий одних только пользователей интернет не станет полностью «зеленым». Многое зависит от крупных компаний и их энергоэффективных решений. Но благодаря осознанному подходу каждого мы сможем со временем улучшить ситуацию и снизить количество парниковых газов, которые попадают в атмосферу. Так небольшие действия могут привести к большим изменениям.

Собственный магазин или маркетплейс: где выгоднее продавать?

58% всех интернет-заказов в 2023 году совершили на маркетплейсах.  Популярность маркетплейсов активно растет. При этом рост количества продавцов снижается: в...
Read More

SEO для бизнеса: поисковики — тоже реклама

Что такое SEO-оптимизация, как она приносит выгоду собственному бизнесу и как ее настроить — в блоге Рег.ру
Read More

Какие показатели нужно отслеживать новому бизнесу? 10 главных метрик

Полный список финансовых показателей, которые нужно учитывать при запуске и развитии бизнеса. С формулами, комментариями и понятными примерами расчета. (далее…)
Read More

Драма Microsoft и Apple: от вражды до сотрудничества

Техногиганты всё время своего существования судились, обменивались колкостями и пытались обогнать друг друга по уровню новаторства в разработках. Наши коллеги...
Read More

Как компании меняли свой бренд из-за испорченной репутации: три кейса

В бизнесе нет страховки от ошибок — любой промах отражается на репутации. И иногда исправить ситуацию может только ребрендинг и...
Read More

Запускаем email-рассылку: как не попасть в спам при отправке писем

В статье рассказываем, почему рассылки попадают в спам, и делимся советами, как сделать так, чтобы письма всегда доставлялись до адресатов....
Read More

Ключ к успешному продвижению: что такое SMM-стратегия и как ее составить

Разберем, что такое SMM-стратегия, зачем она нужна и как эффективно использовать социальные сети для решения бизнес-задач. (далее…)
Read More

Новогодний маркетинг: лучшие приемы праздничной рекламы

Для бизнеса Новый год и Рождество — время всплеска продаж и увеличения прибыли. А способствуют этому всем знакомые персонажи: от...
Read More

Россияне предпочитают .ru вместо .com, а Дональд Трамп проиграл доменный спор за mar-a-lago.com

Рассказываем самые интересные новости доменного мира. (далее…)
Read More

Прокрастинация: что такое, виды и как бороться

Прокрастинатор полон идей и амбиций, но ему часто не хватает самодисциплины и силы воли, чтобы начать действовать. Что заставляет нас...
Read More