e Тенденции в доменном мире: что популярно и на какие зоны стоит обратить внимание
Категории Domainer newsДомены

Домены .com реже продлевают, а .ai ставит рекорды по популярности: новости доменного мира

В этой подборке новостей расскажем, какие домены набирают популярность по итогам полугодия, почему .com стали реже продлевать и каким будет второй раунд программы new gTLD.

.ru преодолел отметку в 5 млн (снова)

2022 год был для .ru не самым простым — многие компании отказались от домена в связи с уходом с российского рынка. Число зарегистрированных доменов упало до 4,9 млн, но в первом полугодии 2023 зона показала рост в 1,4%. По приросту среди национальных доменов .ru вошла  в тройку лидеров, по данным Координационного центра РФ

Национальная доменная зона — зона, зарегистрированная для конкретной страны. 

.ru — первая национальная зона России (до нее использовалась .su). Зона подходит для любых проектов, но чаще всего ее выбирают компании, ведущие бизнес на территории РФ. 

Так, по итогам второго квартала, .ru прибавила 69 тысяч доменов, а общее количество делегированных имен в ней составило 5 004 957. Самым быстрорастущим стал домен Китая .cn, а на втором месте — национальная зона Бразилии .br. 

Прирост числа зарегистрированных доменов в национальных зонах за 2 квартал 2023 года (Источник — Координационный центр РФ)

В августе зона .ru все еще прибавляет количество зарегистрированных доменов. Согласно сервису StatOnline, сейчас в ней уже больше 5,05 млн доменов, треть из которых была делегирована меньше года назад. Кстати, половину имен в .ru используют для хостинга сайтов, еще 17% для парковки, 7,6% — для почты. 

Незначительно, но подрос интерес и к зоне .рф — сейчас в ней почти 700 тысяч адресов. 

В целом же доля национальных доменов на мировом рынке снизилась на 4% за последние 5 лет — 43% в 2017 году против 39% в 2023. Скорее всего, это происходит из-за того, что в национальных зонах уже заняты многие лаконичные и красивые имена и пользователи переходят на тематические домены.

Тематические доменные зоны — домен, привязанный не к стране, а к конкретной тематике или сфере бизнеса. Например, для сайтов с арендой недвижимости есть зона .realty, а для блогов путешественников — .travel. Тематические зоны имеют более интересное звучание, содержат ключевые слова, легче запоминаются и лучше ранжируются по тематическим запросам. 

.com теряет позиции по продлениям

Домен .com меньше продлевают — об этом говорит отчет Namecheap. Один из крупнейших в мире регистраторов проанализировал количество продлений в различных зонах — и лучшие показатели у доменов, связанных с информационными технологиями. 

Больше всего продлений в зоне .dev — 59%, у .app и .io — 44% и 39% соответственно. А вот .com продлевают всего 31% регистрантов. 

Кроме того, по данным отчета, количество регистраций .com снизилось, а интерес к новым зонам, напротив, вырос, поэтому статистика выглядит занимательно. 

Соотношение зарегистрированных имен в .com и в остальных доменных зонах (Источник — Namecheap)

Конечно, пока от .com никто не отказывается и интерес к ней не падает, но, так как найти подходящее имя в этой зоне все сложнее, привлекательность тематических зон растет. Об этом же говорит статистика регистраций в РФ — по данным Координационного центра, .com вышел на плато: домен не снижает позиций, но и не набирает их. В то время как остальные зоны набирают вес. 

Топ-10 популярных доменных зон (Источник — Координационный центр РФ)

.ai — рекордсмен

Позади только половина года, а в зоне .ai уже перевыполнили план продаж на вторичном рынке! Интерес к домену связан со всплеском популярности нейросетей и искусственного интеллекта — Stable Diffusion AI, Chat GPT, MidJourney. Так, в 2022 году выкупили 718 доменов в зоне .ai, а к концу мая 2023 их было уже 877, по данным Namebio. Одними из самых дорогих за последние три месяца стали:

  • service.ai — $127 500,
  • wise.ai — $29 009,
  • brand.ai — $24 555.

.ai — национальный домен Ангильи, самоуправляемой территории Великобритании в Карибском бассейне. Но по назначению зона используется редко — из-за созвучности с сокращенным названием искусственного интеллекта (AI = Artificial Intelligence). Поэтому в Google изменили алгоритмы и теперь поисковик воспринимает .ai как домен общего пользования — это немаловажно для продвижения сайтов, ведь порталы в национальных зонах преимущественно показываются пользователям соответствующей страны. 

Количество регистраций в .ai тоже превысило ожидания — согласно отчету Namecheap, за полгода 2023 делегировали 34 тысячи доменов против 18 тысяч за весь 2022. 

Всплеск регистраций .ai в первом полугодии 2023 (согласно отчету Namecheap)

В России .ai пока не так популярна, как в Европе и США, но все впереди. Так что, если вы еще думаете, покупать ли .ai для своего проекта, — поторопитесь, а то всё разберут 😉

Второй раунд программы new gTLD

New gTLD — проект Международной корпорации по присвоению имен (ICANN) по запуску новых доменных зон. Программа стартовала в 2012 году с целью сделать доменное пространство более разнообразным. Первые домены имели простую и понятную роль: .com предназначался для бизнеса, .org — для некоммерческих организаций. Новые доменные зоны позволили расширить границы и открыть специализированные тематические домены (.health, .eco, .store). Кроме того, new gTLD дала возможность компаниям зарегистрировать корпоративные домены — .yandex, .google.

Участвовать в первом раунде могли только крупные организации — регистрация собственной зоны обошлась бы в $185 000. Теперь ICANN планирует второй раунд программы — прием заявлений запланирован на апрель 2026 год и участвовать в нем, по словам представителей корпорации, смогут все регионы мира. Для этого комитет разработает систему финансовой поддержки.

Так что в обозримом будущем в интернете можно будет увидеть много интересных и ярких доменных имен. 

На какие зоны стоит обратить внимание

Самый главный фактор при выборе зоны — соответствие домена тематике вашего бизнеса. Кроме того, можно присмотреться к набирающим популярность новым доменам: 

.ai — за рубежом эта зона уже вызвала фурор, несмотря на высокую стоимость регистрации. В России ее потенциал пока не оценили, но, вполне возможно, она еще успеет набрать обороты. Домен подойдет для проектов, связанных с искусственным интеллектом, и нейросетей — приложения для генерации изображений и текста, порталы для разработчиков или онлайн-магазины с умными устройствами. Сейчас — самое время зарезервировать красивое имя в зоне .ai для ИИ-проекта или выгодной продажи в будущем. 

.click — с января по май популярность зоны выросла на треть, согласно оценкам аналитиков RU-CENTER. Сейчас в этой зоне зарегистрировано почти 600 тысяч доменов, хотя пару месяцев назад их было всего 430 тысяч. Такими темпами к концу года звучных и коротких адресов в зоне почти не останется — тут, как говорится, кто успел!

.store — тоже одна из самых быстрорастущих. Если в январе в ней было всего 960 тысяч доменов, в августе отметка приблизилась к 1,3 млн. В этом году рынок интернет-торговли только в России, по оценкам аналитиков, увеличится на 30%, поэтому популярность .store вполне объяснима. 

.shop — еще один домен в сфере электронной коммерции. Количество регистраций в этой зоне превысило 2 млн, но свободных имен еще много. 

.dev — доменная зона для проектов, связанных с разработкой. С января популярность этой зоны выросла на 15% — сейчас в ней зарегистрировано почти 400 тысяч адресов. 

⌘⌘⌘

Новые домены открывают много новых возможностей. Главное — не бояться экспериментов. 

Похожие публикации

Какие показатели нужно отслеживать новому бизнесу? 10 главных метрик

Полный список финансовых показателей, которые нужно учитывать при запуске и развитии бизнеса. С формулами, комментариями…

1 неделя назад

Драма Microsoft и Apple: от вражды до сотрудничества

Техногиганты всё время своего существования судились, обменивались колкостями и пытались обогнать друг друга по уровню…

2 месяца назад

Как компании меняли свой бренд из-за испорченной репутации: три кейса

В бизнесе нет страховки от ошибок — любой промах отражается на репутации. И иногда исправить…

3 месяца назад

Запускаем email-рассылку: как не попасть в спам при отправке писем

В статье рассказываем, почему рассылки попадают в спам, и делимся советами, как сделать так, чтобы…

3 месяца назад

Ключ к успешному продвижению: что такое SMM-стратегия и как ее составить

Разберем, что такое SMM-стратегия, зачем она нужна и как эффективно использовать социальные сети для решения…

4 месяца назад

Новогодний маркетинг: лучшие приемы праздничной рекламы

Для бизнеса Новый год и Рождество — время всплеска продаж и увеличения прибыли. А способствуют…

4 месяца назад