FBS или FBO – схемы работы на маркетплейсах, какая из них лучше
Для бизнеса маркетплейс ― это неисчерпаемый источник клиентов, рекламная витрина и партнер, который может забрать на себя большую часть забот по доставке и хранению товаров. Есть три самые популярные схемы работы с маркетплейсами, расскажем про них подробно.
Схема работы с маркетплейсом: FBO, FBS и DBS
У каждого маркетплейса есть свои схемы сотрудничества, которые в основном сводятся к трем форматам:
- FBO ― маркетплейс хранит товары у себя и отправляет их покупателю самостоятельно после покупки.
- FBS ― предприниматель хранит товары на собственном складе, но отправляет их через маркетплейс.
- DBS ― предприниматель берет на себя и хранение и доставку, а маркетплейс помогает только продавать товары своей аудитории.
Каждая схема отличается процентом выручки, которой приходится делиться с маркетплейсом. Дороже всего для предпринимателя выходит FBO, FBS ― дешевле, а DBS ― наименее затратная из них.
Часто эта выгода может иметь и обратную сторону: отдав маркетплейсу на откуп и хранение и доставку, коммерсант может больше времени тратить на развитие своего бизнеса, вместо того, чтобы упаковывать и отправлять каждый товар.
Если вы развиваете свой бизнес в сфере интернет-коммерции, обратите внимание на сервисы для бизнеса от reg.ru. Компания предлагает широкий набор инструментов для продвижения своих товаров и услуг в интернете.
FBS – это
FBS (Fulfillment by Seller) ― доставка со склада продавца. Когда вы работаете по этой схеме, то самостоятельно покупаете товар, упаковываете его и храните на своем складе. Маркетплейс используется для продвижения и рекламы вашего товара.
Когда покупатель заказывает товар, вы самостоятельно отправляете его через выбранную вами службу доставки или через доставку маркетплейса. Покупатель получает его в пункте выдачи вашей доставки, курьером или в точке, принадлежащей маркетплейсу.
Главное отличие и особенности схемы
- Собственная логистика продавца. Вы сами занимаетесь упаковкой, отправкой и доставкой товара до покупателя. Можно использовать собственную компанию для доставки и свои склады.
- Контроль над запасами. У вас есть полный контроль над вашими товарами, они не испортятся от неправильного хранения, с ними не произойдет ЧП, как это иногда бывает с товарами на складах маркетплейсов.
- Гибкость в управлении. Вы полностью контролируете товарные остатки и можете вовремя заказать необходимую вам партию товаров.
- Управление качеством и обслуживанием клиентов. Вы сможете улучшить клиентский опыт, если будете предлагать покупателям быстрые сроки доставки и хорошую упаковку товара.
- Меньшие затраты на исполнение. Если у вас есть ресурсы для отправки и хранения товара, то эта схема будет обходиться вам дешевле, чем работа со складами маркетплейсов.
Кому подойдет работа по FBS
- Малые бизнесы и стартапы. Небольшие компании, которые только выходят на рынок.
- Индивидуальные предприниматели. Люди, которые запустили свой бизнес по продаже товаров на маркетплейсах.
- Опытные продавцы. Если доставка силами маркетплейса не справляется со своими задачами или начинает дорого стоить для объемов компании.
FBO – это
FBO (Fulfillment by Operator) или доставка со склада оператора. Когда вы работаете по этой схеме с маркетплейсом, вам необходимо закупить товар, упаковать его и отгрузить на склад маркетплейса. Все дальнейшие заботы о товаре возьмет на себя компания ― Яндекс.Маркет, Ozon или Wildberries.
Компания сама распределит ваш товар по своим складам, чтобы его было удобно доставлять в любую точку страны, а также будет отправлять его покупателям, после того, как тот совершит покупку. Предпринимателю останется только заниматься продвижением своего товара на маркетплейсе и в социальных сетях.
Главное отличие и особенности схемы
- Управление запасами. Все операции по хранению и отправке товара берёт на себя маркетплейс. Предприниматель при отправке на склад видит свой товар в последний раз ― все остальные вопросы с ним будет решать сама компания.
- Упаковка и доставка. Если ваш товар повредится по пути, часто маркетплейс может взять на себя компенсацию за это. Кроме того логистика у маркетплейсов налажена на высшем уровне, так что скорость доставки будет очень высокой.
- Возвраты и обслуживание клиентов. Некоторые маркетплейсы полностью берут на себя заботы по возвратам товаров и обслуживанию клиентов ― вам не нужно ничего делать дополнительно.
- Технологическая интеграция. У маркетплейсов есть технические решения, которые позволяют отслеживать ваши товары в режиме реального времени даже из мобильного приложения.
- Финансовые аспекты. За все свои услуги маркетплейс берет комиссию, которая может быть весьма солидной, если у вас большие объемы продаж.
Кому подойдет работа по FBO
- Начинающим продавцам и производителям товаров. Вы можете полностью сосредоточится на продвижении товара и управлении магазином, вместо того, чтобы упаковывать продукты и отвозить их в доставку.
- Тем, кто продает из удаленного места. Если вы и ваш склад расположены далеко от магистральных маршрутов, то вам будет сложно отправлять товары по всей стране. Маркетплейс может сделать это за вас, раскидав партию товара по складам всей России.
- Крупным розничным сетям. Когда объемы товара становятся слишком большими, иногда бывает выгоднее свалить доставку на маркетплейс, чем развивать собственную логистику.
Можно ли совмещать модели FBS и FBO
Модели FBS и FBO можно совмещать, но многое зависит от стратегии вашего бизнеса и требований рынка.
В схеме FBS вы можете самостоятельно управлять своими складскими запасами, а в FBO их доставка значительно ускорится, особенно при больших объемах. FBO ― это предсказуемое качество обслуживания и логистики, что может быть важно для поддержания репутации бренда.
Некоторые компании успешно совмещают эти модели, например, используя FBS для управления основными сделками и FBO для оперативной доставки заказов в пиковые периоды.
DBS и экспресс-доставка
DBS (Delivery by Seller) ― доставка продавцом. В этом случае маркетплейс ― только витрина для бизнеса, еще один способ привлечения клиентов. А все вопросы логистики и упаковки берет на себя продавец. Эта схема подойдет компаниям, у которых уже есть развитая логистическая сеть.
Экспресс-доставка необходима, если вы доставляете скоропортящиеся товары или негабаритный груз. Если в городе нет пункта выдачи маркетплейса, однозначно надо выбирать DBS или экспресс-доставку.
Какую схему работы с маркетплейсом выбрать новичку
Выбор зависит от типа товаров, которые вы продаете, и специфики вашего бизнеса.
Если вы выберете доставку оператором:
- Удобно для продавца и покупателя
- Легко масштабировать
- Ответственность за доставку лежит на маркетплейсе
Если вы выберите доставку продавцом:
- Вы сможете контролировать все этапы доставки
- Можно использовать брендированные коробки
- Легко адаптировать запросы клиента под ваши возможности
Рассчитайте стоимость доставки в обоих вариантах и определите, какой вариант будет выгоднее для вашего бизнеса.
Андрей Лебедев