Поиск по сайту Поиск

FBS или FBO – схемы работы на маркетплейсах, какая из них лучше

Для бизнеса маркетплейс ― это неисчерпаемый источник клиентов, рекламная витрина и партнер, который может забрать на себя большую часть забот по доставке и хранению товаров. Есть три самые популярные схемы работы с маркетплейсами, расскажем про них подробно. 

Схема работы с маркетплейсом: FBO, FBS и DBS

У каждого маркетплейса есть свои схемы сотрудничества, которые в основном сводятся к трем форматам: 

  • FBO ― маркетплейс хранит товары у себя и отправляет их покупателю самостоятельно после покупки.
  • FBS ― предприниматель хранит товары на собственном складе, но отправляет их через маркетплейс.
  • DBS ― предприниматель берет на себя и хранение и доставку, а маркетплейс помогает только продавать товары своей аудитории. 

Каждая схема отличается процентом выручки, которой приходится делиться с маркетплейсом. Дороже всего для предпринимателя выходит FBO, FBS ― дешевле, а DBS ― наименее затратная из них. 

Часто эта выгода может иметь и обратную сторону: отдав маркетплейсу на откуп и хранение и доставку, коммерсант может больше времени тратить на развитие своего бизнеса, вместо того, чтобы упаковывать и отправлять каждый товар. 

Если вы развиваете свой бизнес в сфере интернет-коммерции, обратите внимание на сервисы для бизнеса от reg.ru. Компания предлагает широкий набор инструментов для продвижения своих товаров и услуг в интернете.

Источник: Shutterstock. Выбор схемы сотрудничества зависит от вашего товара, наличия склада и возможности использовать дешевую доставку 

FBS – это

FBS (Fulfillment by Seller) ― доставка со склада продавца. Когда вы работаете по этой схеме, то самостоятельно покупаете товар, упаковываете его и храните на своем складе. Маркетплейс используется для продвижения и рекламы вашего товара.

Когда покупатель заказывает товар, вы самостоятельно отправляете его через выбранную вами службу доставки или через доставку маркетплейса. Покупатель получает его в пункте выдачи вашей доставки, курьером или в точке, принадлежащей маркетплейсу. 

Главное отличие и особенности схемы

  1. Собственная логистика продавца. Вы сами занимаетесь упаковкой, отправкой и доставкой товара до покупателя. Можно использовать собственную компанию для доставки и свои склады.
  1. Контроль над запасами. У вас есть полный контроль над вашими товарами, они не испортятся от неправильного хранения, с ними не произойдет ЧП, как это иногда бывает с товарами на складах маркетплейсов. 
  1. Гибкость в управлении. Вы полностью контролируете товарные остатки и можете вовремя заказать необходимую вам партию товаров. 
  1. Управление качеством и обслуживанием клиентов. Вы сможете улучшить клиентский опыт, если будете предлагать покупателям быстрые сроки доставки и хорошую упаковку товара. 
  1. Меньшие затраты на исполнение. Если у вас есть ресурсы для отправки и хранения товара, то эта схема будет обходиться вам дешевле, чем работа со складами маркетплейсов. 
Источник: Shutterstock. FBS дает продавцам контроль и гибкость, но требует большего внимания к логистике и обслуживанию клиентов

Кому подойдет работа по FBS

  • Малые бизнесы и стартапы. Небольшие компании, которые только выходят на рынок.
  • Индивидуальные предприниматели. Люди, которые запустили свой бизнес по продаже товаров на маркетплейсах. 
  • Опытные продавцы. Если доставка силами маркетплейса не справляется со своими задачами или начинает дорого стоить для объемов компании. 

FBO – это

FBO (Fulfillment by Operator) или доставка со склада оператора. Когда вы работаете по этой схеме с маркетплейсом, вам необходимо закупить товар, упаковать его и отгрузить на склад маркетплейса. Все дальнейшие заботы о товаре возьмет на себя компания ― Яндекс.Маркет, Ozon или Wildberries. 

Компания сама распределит ваш товар по своим складам, чтобы его было удобно доставлять в любую точку страны, а также будет отправлять его покупателям, после того, как тот совершит покупку. Предпринимателю останется только заниматься продвижением своего товара на маркетплейсе и в социальных сетях.

Источник: Shutterstock. FBO, или доставка со склада оператора, представляет собой модель, при которой  маркетплейс предоставляет услуги хранения, упаковки и доставки товаров от продавцов до покупателей

Главное отличие и особенности схемы

  1. Управление запасами. Все операции по хранению и отправке товара берёт на себя маркетплейс. Предприниматель при отправке на склад видит свой товар в последний раз ― все остальные вопросы с ним будет решать сама компания. 
  1. Упаковка и доставка. Если ваш товар повредится по пути, часто маркетплейс может взять на себя компенсацию за это. Кроме того логистика у маркетплейсов налажена на высшем уровне, так что скорость доставки будет очень высокой. 
  1. Возвраты и обслуживание клиентов. Некоторые маркетплейсы полностью берут на себя заботы по возвратам товаров и обслуживанию клиентов ― вам не нужно ничего делать дополнительно. 
  1. Технологическая интеграция. У маркетплейсов есть технические решения, которые позволяют отслеживать ваши товары в режиме реального времени даже из мобильного приложения. 
  1. Финансовые аспекты. За все свои услуги маркетплейс берет комиссию, которая может быть весьма солидной, если у вас большие объемы продаж. 
Источник: Shutterstock. Модель FBO позволяет оптимизировать процессы управления инвентаризацией и доставкой, а также улучшить обслуживание клиентов

Кому подойдет работа по FBO

  • Начинающим продавцам и производителям товаров. Вы можете полностью сосредоточится на продвижении товара и управлении магазином, вместо того, чтобы упаковывать продукты и отвозить их в доставку. 
  • Тем, кто продает из удаленного места. Если вы и ваш склад расположены далеко от магистральных маршрутов, то вам будет сложно отправлять товары по всей стране. Маркетплейс может сделать это за вас, раскидав партию товара по складам всей России. 
  • Крупным розничным сетям. Когда объемы товара становятся слишком большими, иногда бывает выгоднее свалить доставку на маркетплейс, чем развивать собственную логистику. 

Можно ли совмещать модели FBS и FBO

Модели FBS и FBO можно совмещать, но многое зависит от стратегии вашего бизнеса и требований рынка. 

В схеме FBS вы можете самостоятельно управлять своими складскими запасами, а в FBO их доставка значительно ускорится, особенно при больших объемах. FBO ― это предсказуемое качество обслуживания и логистики, что может быть важно для поддержания репутации бренда.

Некоторые компании успешно совмещают эти модели, например, используя FBS для управления основными сделками и FBO для оперативной доставки заказов в пиковые периоды.

Источник: Shutterstock. Важно тщательно изучить свою логистику и операционные возможности, чтобы определить, какую модель лучше выбрать для вашего бизнеса

DBS и экспресс-доставка

DBS (Delivery by Seller) ― доставка продавцом. В этом случае маркетплейс ― только витрина для бизнеса, еще один способ привлечения клиентов. А все вопросы логистики и упаковки берет на себя продавец. Эта схема подойдет компаниям, у которых уже есть развитая логистическая сеть. 

Экспресс-доставка необходима, если вы доставляете скоропортящиеся товары или негабаритный груз. Если в городе нет пункта выдачи маркетплейса, однозначно надо выбирать DBS или экспресс-доставку. 

Какую схему работы с маркетплейсом выбрать новичку

Выбор зависит от типа товаров, которые вы продаете, и специфики вашего бизнеса.

Если вы выберете доставку оператором:

  • Удобно для продавца и покупателя
  • Легко масштабировать
  • Ответственность за доставку лежит на маркетплейсе

Если вы выберите доставку продавцом:

  • Вы сможете контролировать все этапы доставки
  • Можно использовать брендированные коробки
  • Легко адаптировать запросы клиента под ваши возможности

Рассчитайте стоимость доставки в обоих вариантах и определите, какой вариант будет выгоднее для вашего бизнеса.

Андрей Лебедев 

Что такое Grafana

У современной компании есть тысячи различных показателей, которые она получает из различных источников. Grafana ― это программа, которая может объединить...
Read More

Что такое бизнес-аналитика

Любой бизнес ― это, в первую очередь, цифры: доходы, расходы, налоги, инвестиции и многие другие показатели. Разобраться в них поможет...
Read More

Тестирование гипотез: методы и инструкция

У каждого руководителя бизнеса есть сотни идей, которые он хочет воплотить. Но нет никаких гарантий того, что в итоге идея...
Read More

Все об искусственном интеллекте

Искусственный интеллект (ИИ) ― самая горячая тема для обсуждения последние несколько лет. Всему виной необычайные успехи в этой области, связанные...
Read More

Что такое SaaS

SaaS (Software as a Service) позволяет пользователям получать доступ к приложениям через интернет. Вместо установки программ на локальных устройствах, SaaS...
Read More

Мессенджер Rocket.Chat: обзор, функции, установка

Работу в современной компании сложно представить без мессенджера: онлайн-общение с коллегами помогает быстрее решать вопросы, согласовывать материалы и сообщать новости...
Read More

Что такое хостинг для игровых серверов

Многие онлайн-игры позволяют запустить собственный сервер, чтобы играть с друзьями или зарабатывать деньги, подключая к серверу для всех желающих. Есть...
Read More

Что такое фотохостинг. 9 лучших сервисов для хранения ваших фотографий и картинок

Когда папка с фото на смартфоне начинает занимать большую часть свободного места, приходится задуматься о том, куда девать все эти...
Read More

Что такое файлообменник и 8 лучших из них

Каждый, кто хоть раз терял телефон или сталкивался с проблемами с жестким диском, задавал себе вопрос: почему я заранее не...
Read More

Что такое Joomla, для кого, примеры использования

Хотите создать свой веб-сайт или более эффективно управлять уже существующим? Рассматриваем возможности и преимущества системы управления контентом Joomla в различных...
Read More