Поиск по сайту Поиск

Победить конкурентов и увеличить выручку: кейс горизонтального масштабирования клиники

Стоматология в связке с косметологией помогает масштабировать бизнес в области медицины, повышает возвращаемость пациентов. Но в этом процессе немало «подводных камней». О кейсе AVRORACLINIC рассказала Лиана Давидян предприниматель, наставник по бизнесу.

Как масштабировать стоматологическую клинику

Когда потребовалось расширение спектра услуг

Масштабирование – обычно логичное решение для компании, которая вышла на плато (уверенный стабильный заработок) и держится на нем не менее полугода. Вместе с тем, бизнес начинает ощущать «стеклянный потолок» – есть куда расти, но обеспечить этот рост в текущем формате – например, просто перенастройкой рекламы – невозможно.  

В некоторых случаях масштабировать бизнес вынуждает среда: 

  • В нужной локации находите помещение сильно больше, чем было необходимо. Но сроки поджимают, вы соглашаетесь и набираете большее количество персонала и т.п.
  • Конкуренты повторяют вашу модель бизнеса или просто агрессивно захватывают рынок, и вам приходится принимать меры, чтобы отстроиться от них.

Так, AVRORACLINIC столкнулась с необходимостью изменений в 2006 году, на третий год после запуска. Финансовые показатели соответствовали плановым, но рост замедлялся по двум причинам:

  • из-за объективного достижения лимита по заполнению расписания. Просто увеличить количество кресел было невозможно: это привело бы к снижению качества и потере принципа «камерности», бутиковости. 
  • на довольную узкую нишу услуг класса «люкс» стали заходить новые участники, и необходимо было создать конкурентное преимущество.

Какой способ масштабирования выбрали

Среди нескольких способов масштабирования чаще всего используют горизонтальный и вертикальный.

Вертикальный можно поделить еще на два вида.

Работа с поставщиком, например, выход на прямую закупку расходных материалов у производителя минуя посредника. Мы это сделали: сократили цепочку посредников до минимума.

Работа с покупателем, например, расширение ассортимента товаров или услуг. C первого дня работы клиники мы предлагаем покупателям серию средств по уходу за зубами, ирригаторы и другие девайсы. Так покупатели могут продолжать ухаживать за зубами и полостью рта дома. 

Поэтому для дальнейшего развития выбрали новый для нас способ – горизонтальный, то есть клонирование уже существующей бизнес-модели. Это можно делать и путём открытия новой точки, и путём запуска франшизы. Такие идеи рождались, но сомневались, сможем ли обеспечивать высокое качество в таких форматах.

Предприниматель решает, какой формат масштабирования выбрать

Приняли решение расширить спектр услуг – добавить к стоматологическим услугам косметологические. 

Тесная связь этих двух направлений в медицине дает возможность докторам в рамках одной клиники работать вместе и направлять пациентов к нужному специалисту, чтобы быстро и эффективно решить эстетические проблемы. Так, невозможно исправить «поплывший» овал лица  или выраженные носогубные складки без коррекции прикуса. 

Горизонтальное масштабирование позволило нам прийти к следующему результату:

  • сохранить атмосферу камерности, бутика, присущую классу «люкс»;
  • увеличить показатели CRR (Customer Retention Rate) — долю клиентов, которые продолжают пользоваться товарами и услугами компании в течение определенного периода. То есть, делают выбор в пользу именно нашей клиники снова и снова;
  • обеспечить заполняемость расписания на 95% без масштабного рекламного бюджета;
  • повысить выручку на 40% сохранив показатели  рентабельности;
  • создать уникальное предложение на рынке;
  • увеличить лояльность и доверие клиентов благодаря комплексному подходу в лечении, где каждую процедуру предваряет диагностика.

Пути, инструменты и ресурсы

Отлаженная бизнес-модель – это основа успеха горизонтального масштабирования. Прежде чем дублировать все процессы нужно убедиться, что они отлажены идеально и работают без сбоев.  

К моменту реализации идеи у нас уже имелись проверенные наработки. 

  • Система организации стоматологического отделения, которая включала: всестороннюю диагностику, составление плана лечения, отработанные стандарты сервиса. Этот же подход мы применили при запуске косметологического отделения.
  • Наличие лояльной клиентской базы, опытный административный персонал и репутация хорошего работодателя помогли значительно сэкономить время и ресурсы.
  • Реорганизация, которую мы провели за несколько лет до этого, уже сняла традиционную для стоматологических клиник ассоциацию с местом боли и страданий. Изменения были глобальными: дизайн интерьера, качество сервиса, протоколы приема, нацеленность на долгосрочный результат лечения. Во внимание принимали даже такие незначительные детали, как жужжание бормашины, больничные запахи, пугающие фото все стрессовые факторы устранили максимально. 
Частная стоматологическая клиника может выглядеть так

Подводные камни расширения спектра услуг 

Даже самая просчитанная бизнес-идея может принести сюрпризы, и это нормально. Мы столкнулись с двумя неожиданными ситуациями, которые стали препятствием, но не глухим барьером для масштабирования.

  • Первоначальные запросы пациентов на практике не подтвердились.

В период проработки идеи провели опрос пациентов, чтобы узнать, поддерживают ли они инициативу, какие дополнительные услуги хотели бы получить, на какие процедуры охотно бы записались. Однако ответы имели мало связи с реальностью.

Часть процедур, набравших большинство голосов, были не востребованы. Уже через полгода мы срочно продали часть оказавшегося ненужным оборудования. 

  • Комплексный подход поначалу оказался слишком сложным для пациентов.

В то время в медицине, в стоматологии и косметологии в большей степени, царил принцип «по обращаемости». То есть пациенту предлагали лечить то, на что он жаловался в моменте, без выяснения причин и последствий. Клиентам было сложно поначалу привыкнуть, что доктор, прежде чем вводить косметологический препарат, отправляет сдать анализы или проконсультироваться с эндокринологом. Но мы переждали период адаптации и получили запись на курсы процедур на несколько месяцев вперед.

Последнее убедило нас в том, что клиент может быть не всегда прав – иногда прав именно бизнес, а клиенту просто нужно дать время, чтобы оценить твою услугу по достоинству. Как мы любим повторять – клиента нужно воспитать, помочь понять, в чем он действительно нуждается. 

В бизнесе важны постоянные изменения и развитие

На пороге новых изменений

С 2020 года ситуация в области косметологии стремительно меняется. Рынок перенасыщен разного рода предложениями. Серьезную и неконтролируемую конкуренцию теперь составляет так называемый арендный полулегальный бизнес.

Пик точки Б (в данном случае – эффективная стабильная работа стоматологии в связке с новым косметологическим отделением) для нас пройден, и следует существенно менять концепцию. Мы как раз находимся в процессе выработки новой стратегии масштабирования.

Вывели ряд инсайтов, которые помогают скорректировать дальнейшие планы:

  • любое, даже очень результативное решение имеет свой ресурс, то есть ограничено во времени / аудиторией / трендом и т.д. Важно быть готовыми к конечности любого начинания и необходимости всегда генерировать новые;
  • нужно опередить время, чтобы оторваться от конкурентов;
  • если бизнес зависит от людей, то нужно сделать так, чтобы люди были связаны с бизнесом. Например, мы предлагаем врачам оплату с зависимостью от финансовых показателей клиники или статус партнера клиники.

Коротко о горизонтальном масштабировании

  • Масштабировать бизнес стоит, если вы вышли на уверенное плато или чувствуете, что без этого шага бизнесу не выстоять среди конкурентов.
  • Прежде чем дублировать бизнес-модель, нужно настроить все процессы и работать без сбоев хотя бы шесть месяцев.
  • Даже в самой продуманной схеме масштабирования могут возникнуть неожиданные ситуации – важно верить в то, что вы делаете, и не сдаваться преждевременно.

Товарный знак: как получить и может ли бизнес работать без него

Товарный знак используется для идентификации товаров или услуг определенной компании. Он играет ключевую роль в защите интеллектуальной собственности. Разберемся с...
Read More

Ликвидность: как правильно анализировать и какие есть способы ее повысить

Ликвидность является одним из важнейших финансовых показателей в бизнесе. В этом тексте мы подробнее рассмотрим, для чего она нужна, как...
Read More

Что такое прибыль: определение, виды, отличия от дохода и выручки

В мире бизнеса понятие прибыли занимает центральное место; это ключевой индикатор успешности предприятия, мера его способности создавать ценность и обеспечивать...
Read More

Дебиторская задолженность: что это, отличие от кредиторской, варианты снижения

Понимание видов дебиторской задолженности и процессов ее возникновения позволяет эффективнее управлять оборотным капиталом, минимизировать риски неплатежей и поддерживать финансовую устойчивость...
Read More

Частное облако: что это такое, как работает и в чем польза бизнесу

Частное облако ― это способ для компании создать собственную IT-инфраструктуру, совместив удобство облачных технологий с безопасностью частного сервера. Поговорим о...
Read More

Правила внутреннего трудового распорядка: что это, изменения в ПВТР 2025 году

Правила внутреннего трудового распорядка: что это, изменения в ПВТР 2025 году Рассказываем, кому нужны правила внутреннего трудового распорядка, кем и...
Read More

Портал поставщиков Москвы: что это, как зарегистрироваться, работать с бюджетными организациями и оформлять оферту

Московский портал поставщиков, созданный правительством Москвы в 2018 году, является площадкой для организации закупок бюджетными учреждениями. Разбираемся: как грамотно с...
Read More

Резиденты и нерезиденты: кто это, в чем основные отличия

Резидент Российской Федерации — это не обязательно гражданин России. Но это точно тот, чья деятельность тесно связана со страной с...
Read More

Акт выполненных работ: что это, когда требуется, как составить, образец бланка в 2025 году

Разбираемся, зачем нужны акты выполненных работ, какими они бывают, а также как их правильно составить и подписать. (далее…)
Read More

Инструктаж по охране труда: что это такое, каким бывает и как правильно проводить

Рассказываем про порядок проведения, разновидности и периодичности инструктажей, а также о журналах и ответственных сотрудниках.  (далее…)
Read More