Поиск по сайту Поиск

Параллельный импорт: что такое и зачем он нужен бизнесу

В марте предприниматели получили больше свободы — правительство разрешило параллельный импорт с утвержденным перечнем товаров. В этой статье разберемся, что это такое, как устроен параллельный импорт и расскажем, о чем нужно помнить предпринимателям.

Принципы параллельного импорта

Параллельный импорт — ввоз на территорию государства оригинальных товаров без разрешения правообладателя.

Импорт называют параллельным, потому что поставки продавцов идут параллельно вместе с официальными поставками от правообладателя или его официального дистрибьютора. Возможно, у вас возник вопросы: «А чем это отличается от контрабанды и контрафакта» и «Как же устроен параллельный импорт»? Отвечаем. 

Контрафакт — продукт, созданный на основе существующего оригинала с нарушением интеллектуальных прав.

Контрабанда — тайный беспошлинный провоз товаров через границу для продажи. 

Получается, что при параллельном импорте все ввозимые товары декларируются на таможне и имеют сертификаты качества и лицензии, в отличие от контрафакта и контрабанды.

Но речь идет не о любых товарах, а только о тех, которые находятся под защитой товарного знака, зарегистрированного в России. Если производитель не зарегистрировал товарный знак в РФ, то разрешение и раньше вообще было не нужно. Давайте разбираться на примере.

Adidas — товарный знак, зарегистрированный в России. Если бы импортер закупил партию кроссовок за пределами страны и ввез их в РФ для продажи, он бы нарушил права российского владельца товарного знака или официального представителя компании. Теперь же и импортер, и владелец ТЗ могут ввозить товар для продажи параллельно — и никому за это ничего нельзя сделать. Но, конечно же, продавать вещи под знаком бренда, сшитые в подвале, по-прежнему нельзя. Если вдруг вам продали подделку, не забывайте о защите прав потребителей.

Законен ли параллельный импорт

С точки зрения правообладателя — да. Международные правила торговли не запрещают параллельный импорт, всё зависит от страны. Например, в Турции или в Канаде можно ввозить продукцию без разрешения правообладателей. 

Разрешение на ввоз импортного товара можно изменить — каждая страна решает самостоятельно, когда нужно изменить режим (внимание, юридический термин) исчерпания права. Существует два режима для исчерпания:

  • международный,
  • национальный.

Суть международного режима в том, что правообладатель не определяет судьбу товара в момент первой продажи, автоматически распространяя одобрение на все последующие сделки. А значит и разрешение для ввоза изделий не нужно. Из минусов метода — конкуренция с другими продавцами. 

Национальный режим же отличается тем, что при пересечении границы таможня запрашивает на товар разрешение и правообладатель перестает определять судьбу товара в стране после пересечения границы. При этом режиме проще монополизировать рынок, определять цену, площадки для продажи и так далее.

Параллельный импорт

Всегда ли был разрешен параллельный импорт?

Если коротко — не всегда. Если подробнее, то впервые параллельный импорт был легализован в России в 1992 году, но ненадолго. Всего через год в Конституцию добавили статью, сильно ограничивающую свободу перемещения продукции.   

Немного позже был подписан договор о партнерстве с Евросоюзом, он разрешал параллельный импорт между странами ЕС и Россией. В 2002 году все поставки снова оказались под запретом. Из-за 74 статьи ввозить на территорию РФ товары без разрешения правообладателя было нельзя — крупные бренды стали определять дистрибьюторов или дилеров, кто мог продавать товар. 

Всё изменилось в марте 2022 года. Но эта мера была скорее вынужденной из-за ухода иностранных компаний, а следовательно, и дефицита товаров, которые не поддаются импортозамещению. 

Какие товары можно продавать по параллельному импорту?

Весной Минпромторг поделился перечнем товаров, допущенных к параллельному импорту. Список корректируется в зависимости от компаний, желающих вернуться или покинуть Россию. Сейчас в него вошло более 200 брендов. Полный список можно посмотреть здесь, мы же расскажем о нескольких категориях товаров.

  • Электротехника: планшеты, компьютеры, телефоны телевизоры от Apple, Asus, Samsung, Sony и так далее. 
  • Автомобили: Volkswagen, Skoda, BMW, Lexus и другие марки.
  • Запчасти для них и различные инструменты: Мahle, Wabco, Gates и Wabtec, Bosch.
  • Бытовая техника: Siemens и Dyson.
  • Фармацевтические изделия: товары для женской гигиены (CareFree, O.B), вата, наборы для оказания первой медицинской помощи, но не лекарства — их ввозить запрещено.
  • Одежда: здесь не упоминаются названия конкретных брендов, перечислены лишь виды одежды: куртки, брюки, блузки, пальто, рубашки, юбки и так далее. 
  • Обувь: в этом блоке также не указаны никакие марки, поэтому можно ввозить любую обувь.

Обратите внимание, что в списке нет еды, алкоголя, табачной продукции. На эти товары продолжает действовать запрет на параллельный импорт, их можно ввозить только по согласию правообладателя или дилера.

Параллельный импорт

Плюсы и минусы параллельного импорта

Начнем с плюсов.

➕ Параллельный импорт поможет избежать дефицита иностранной продукции, в том числе некоторых брендов, которые ушли из России.

➕ Исходя из пункта выше, можно рассчитывать на свободную конкуренцию между импортерам, а значит и на более гибкое ценообразование на внутреннем рынке.

➕ Также расширится доступность товаров или запчастей бренда, представителей которого не было на рынке до весны 2022 года, например, «LG» или «Sony».

➕ Станут возможными поставки через третьи страны, которые раньше ограничивались.

➕ Малому бизнесу будет проще начать зарабатывать и выходить на рынок, потому что они смогут ввозить в страну небольшие партии и поставлять их крупным игрокам, снабжение которых сейчас пострадало.

➕ Параллельный импорт может сдержать ажиотаж вокруг брендов, которые ушли из страны.

➕ Также на некоторые товары могут снизиться цены (но не все и не на всё). 

Ввозить можно практически всё, за исключением еды, алкоголя и табака. Но обязательно проверьте ограничения по брендам в каждой категории. 

Из минусов параллельного импорта.

Нестабильность цен из-за конкуренции между импортерами и официальными производителями. Повышение стоимости больше коснется дорогостоящей продукции, такой как автомобили, компьютеры и электроника.

➖ Есть риск, что возрастет количество подделок и низкокачественного контрафакта.

Проблемы с гарантией и техническим обслуживанием (обязательно запрашивайте таможенные документы, лицензии, сертификаты качества). 

Как заработать на параллельном импорте?

На самом деле эта тема для отдельной статьи, поэтому ответим коротко. Можно начать продавать в офлайн-магазинах, маркетплейсах или создать собственный интернет-магазин.

⌘⌘⌘

Если хотите продавать через маркетплейс, то присмотритесь к известным Ozon, Wildberries, Яндекс Маркет — они разрешили продажу товаров ушедших брендов.

Если же вы хотите открыть офлайн или онлайн-магазин, вам понадобится сайт. Создать его можно с помощью сервиса REG.Site — комплексного решения для создания сайта на основе CMS WordPress, в которое входит всё что нужно: хостинг, WordPress и десятки шаблонов. А для продвижения можно подключить рекламу от Яндекс.Бизнес. Но учтите, что на руках у продавца как в собственном онлайн-магазине, так и на маркетплейсе, обязательно должны быть соответствующие документы, которые подтвердят уникальность продукции.

Какие показатели нужно отслеживать новому бизнесу? 10 главных метрик

Полный список финансовых показателей, которые нужно учитывать при запуске и развитии бизнеса. С формулами, комментариями и понятными примерами расчета. (далее…)
Read More

Драма Microsoft и Apple: от вражды до сотрудничества

Техногиганты всё время своего существования судились, обменивались колкостями и пытались обогнать друг друга по уровню новаторства в разработках. Наши коллеги...
Read More

Как компании меняли свой бренд из-за испорченной репутации: три кейса

В бизнесе нет страховки от ошибок — любой промах отражается на репутации. И иногда исправить ситуацию может только ребрендинг и...
Read More

Запускаем email-рассылку: как не попасть в спам при отправке писем

В статье рассказываем, почему рассылки попадают в спам, и делимся советами, как сделать так, чтобы письма всегда доставлялись до адресатов....
Read More

Ключ к успешному продвижению: что такое SMM-стратегия и как ее составить

Разберем, что такое SMM-стратегия, зачем она нужна и как эффективно использовать социальные сети для решения бизнес-задач. (далее…)
Read More

Новогодний маркетинг: лучшие приемы праздничной рекламы

Для бизнеса Новый год и Рождество — время всплеска продаж и увеличения прибыли. А способствуют этому всем знакомые персонажи: от...
Read More

Россияне предпочитают .ru вместо .com, а Дональд Трамп проиграл доменный спор за mar-a-lago.com

Рассказываем самые интересные новости доменного мира. (далее…)
Read More

Прокрастинация: что такое, виды и как бороться

Прокрастинатор полон идей и амбиций, но ему часто не хватает самодисциплины и силы воли, чтобы начать действовать. Что заставляет нас...
Read More

Что нужно покупателям в 2024: 5 трендов электронной коммерции

Ежегодно рынок e-commerce в России растет на треть, а в 2024 году, по прогнозам экспертов, его оборот составит более 7,2...
Read More

Гайд: стильный интернет-магазин на WordPress с помощью двух инструментов

Онлайн-торговля растет на 40-50% в год, поэтому открыть свой интернет-магазин никогда не поздно. Для старта не понадобятся знания HTML и...
Read More