Окупаемость инвестиций, или ROI
Если вас когда-нибудь интересовало, как рассчитать доход от рекламы, то вы наверняка сталкивались с таким термином, как ROI. В этой статье мы расскажем, что такое ROI, для чего он нужен и как его посчитать.
Что такое ROI?
ROI (от англ. Return On Investment — возврат инвестиций) — это коэффициент рентабельности инвестиций. Этот показатель помогает оценить, насколько прибыльными или убыточными были вложения в проект.
ROMI (от англ. Return On Marketing Investment — окупаемость затрат на маркетинг) используется для оценки эффективности маркетинговых вложений без учета остальных затрат.
ROAS (от англ. Return On Ad Spend — окупаемость затрат на рекламу) оценивает только эффективность рекламы. Тут учитываются лишь расходы на рекламу и полученный с нее доход.
С помощью всех этих показателей можно посчитать, окупаются ли вложения в бизнес или нет. Только ROI учитывает все инвестиции в проект (производство продукта, зарплату сотрудников, аренду помещения и так далее), в то время как ROMI и ROAS учитывают лишь вложения в маркетинг или рекламу.
Часто ROMI и ROAS для удобства называют просто ROI.
Зачем считать ROI
- Чтобы оценить рентабельность инвестиций в проект. Проще говоря, РОИ поможет узнать, окупились ли вложения и в каком объеме вернулись потраченные средства.
- Чтобы эффективно спланировать бюджет. Вы сможете выяснить, какие затраты не приносят прибыли, и на основе этих данных перераспределить средства и повысить доходность.
- Чтобы проанализировать рекламные вложения и понять, в каких каналах прибыльнее продвигать свои товары или услуги.
Расчет ROI поможет вам понять, как инвестиции влияют на ваш бизнес. Это полезный инструмент для оценки ваших прошлых решений и формирования продуктивной стратегии развития бизнеса.
ROI: формула расчета
Рассчитать рентабельность проекта легко — для этого используется формула:
Для наглядности рассмотрим примеры.
Пример 1: у нас интернет-магазин одежды. Для него запущена онлайн-реклама в Яндекс.Директе и Google Ads. Нам нужно посчитать рентабельность рекламы.
За месяц мы потратили 30000 рублей на рекламу в Яндекс.Директе, пришедшие по ней покупатели принесли 150000 рублей прибыли. На рекламу в Google Ads за тот же период ушло 40000 рублей, а пришедшие покупатели принесли нам 80000 рублей.
ROI для Яндекс.Директа: (150000-30000)/30000*100 = 400%
ROI для Google Ads: (80000-40000)/40000*100 = 100%
Пример 2: у нас есть небольшой цветочный магазин. За месяц мы продали цветов на 200000 рублей. Мы выплатили флористу заработную плату – 35000 рублей, 30000 отдали за аренду помещения, 5000 за коммунальные услуги и 60000 поставщику цветов.
ROI для цветочного магазина: (200000-(35000+30000+5000+60000))/(35000+30000+5000+60000)*100 = 53,8%
Какой ROI считается хорошим
В приведенных выше примерах выручка всегда была больше затрат, но это не означает, что во всех случаях рентабельность высокая. Как же понять, в каком случае показатель ROI хороший, а в каком — нет?
При расчете ROI возможны 3 результата:
- ROI больше 100%. Обычно именно этот показатель считается хорошим, ведь это означает, что вложения не только окупились, но еще и принесли прибыль. Вернемся к нашему примеру 1 — ROI для Яндекс.Директа составил 400%. Получается, что за каждый потраченный рубль нам вернулось 4 рубля.
- ROI равен 100% — вложения окупились, но прибыль не принесли. Так было в примере 1 в случае с рекламой в Google Ads.
- ROI меньше 100%. Это значит, что вложения не окупились, инвестиция оказалась неэффективной. Так было в примере 2 — наши расходы были в 2 раза выше наших доходов.
Но не стоит ориентироваться только на рентабельность инвестиций и игнорировать другие показатели. Высокий ROI — это не гарантия успеха и высокой прибыли. Объясним на примере: у нас есть завод, на котором делают детали на заказ. На заводе есть станок, который может производить 50 деталей в месяц. В апреле мы потратили 3000 рублей и продали 10 деталей на 10000 рублей. В мае потратили 25000 рублей, но продали 50 деталей на 50000 рублей.
ROI в апреле = (10000-3000)/3000*100% = 233%
ROI в мае = (50000-25000)/25000*100% = 100%
Исходя из примера мы видим, что в апреле ROI выше в 2 раза, чем в мае. Но в мае мы задействовали все производственные мощности и получили больший доход. Поэтому при анализе своего бизнеса стоит обращать внимание и на другие метрики: доход, расход, средний чек и др.
Когда ROI не работает
ROI — не универсальный показатель. Есть сферы бизнеса, для которых он неинформативен. ROI не работает, если:
- клиенту нужно время на принятие решения о покупке. Например, если речь идет о приобретении машины или квартиры. Потенциальному покупателю могут понадобиться месяцы, чтобы взвесить все «за» и «против». В итоге ROI за определенный период будет неточным;
- у продуктов большая разница в цене. ROI не учитывает долю прибыли от продажи каждого товара в общем объеме выручки;
- проект был запущен недавно. На начальных стадиях развития бизнеса траты будут превышать доходы и ROI будет отрицательным. Это не означает, что стартап провалился. Просто это одна из ступеней развития бизнеса.
Как рассчитать ROI
Вручную считать показатель ROI неудобно, к тому же есть риск допустить ошибку и получить неверный результат. Поэтому процесс подсчета ROI желательно автоматизировать. Посчитать показатель можно при помощи:
- Excel или Google Таблиц. Для этого нужно создать таблицу, добавить в нее формулу расчета и внести данные по доходам и затратам. Столбцам «Доход» и «Затраты» задайте денежный формат, а столбцу «ROI» — процентный;
- калькуляторов ROI: Checkroi, Ciox, Unisender. Достаточно просто внести данные по доходам и затратам, калькуляторы сами произведут расчет;
- сервисов сквозной аналитики. Эти сервисы автоматически собирают маркетинговые данные и подсчитывают различные бизнес-показатели, в том числе и ROI.
Чем ROI отличается от ДДР
ДДР — это доля рекламных расходов, или отношение расходов на рекламу к доходам от нее. С помощью ДДР можно выяснить, сколько % от дохода компания потратила на рекламу.
ДДР рассчитывается по формуле:
Пример: за прошлый месяц компания потратила на рекламу 10000 рублей. Реклама привела клиентов, которые купили товаров на сумму 50000 рублей.
ДДР компании = 10000/50000*100 = 20%
Показатель ДДР должен быть меньше 100%. Если показатель выше 100%, это значит, что расходы на рекламную кампанию превысили доходы.
⌘⌘⌘
ROI — широко используемый показатель для оценки инвестиций и анализа развития бизнеса. Расчет рентабельности может помочь вам решить, куда инвестировать, следует ли продать или сохранить активы, которыми вы уже владеете. Но несмотря на свою пользу, ROI подходит не для всех сфер бизнеса — помните об этом.
Надеемся, что статья была для вас полезной и теперь вы запросто сможете посчитать свой доход от вложений в бизнес, например, покупки рекламы. 😊