e Патентные войны техногигантов: почему так важно получать товарный знак
Категории Онлайн-бизнес

Драма Microsoft и Apple: от вражды до сотрудничества

Техногиганты всё время своего существования судились, обменивались колкостями и пытались обогнать друг друга по уровню новаторства в разработках. Наши коллеги из Онлайн Патента проанализировали историю гонки, в которой в 2024 году так и нет очевидного победителя, и рассказали, почему так важно заранее думать о защите идей от конкурентов.

Гонка двух гигантов

Microsoft и Apple основали почти в одно время: компания Билла Гейтса появилась в 1975, а знаменитое «Яблоко» — в 1976.

В 1984 фирмы объединились для создания одного из прорывных персональных компьютеров того времени — Macintosh. Microsoft поставляла для ПК Apple программное обеспечение — специальный диалект MS BASIC и редактор электронных таблиц Multiplan (прообраз современного Excel).

Казалось бы, взаимовыгодное сотрудничество, ставшее основой для конструирования новой техники, должно заложить идею кооперации между предпринимателями. Однако взаимодействие сменилось конкуренцией и открытыми конфликтами.

Первый (и самый значительный) произошел на одной из конференций: Стив Джобс публично обвинил Билла Гейтса в том, что истоки операционной системы Windows, предлагаемой Microsoft, были украдены. Гейтс ответил: «Ну, Стив, я думаю, что на это можно смотреть по-разному. Я думаю, это больше похоже на то, что у нас обоих был богатый сосед по имени Xerox. И когда я ворвался в его дом, чтобы украсть телевизор, то понял, что его уже украл ты».

В 1985 году Джобс ушел из Apple и основал собственную фирму — NeXT. В это время Microsoft уже начала завоевывать рынок, выпустив первую версию Windows.

Джобс во главе NeXT продолжил выступать против Microsoft открыто: «У них совершенно нет вкуса. Они не озадачены оригинальными идеями и не привносят ничего крутого в свои продукты». Экс-глава Apple назвал приложения Microsoft для Mac «ужасными», а сами продукты компании — «третьесортными».

Apple без Джобса в составе давили на конкурента в суде, где обвиняла Microsoft в нарушении патентов и авторских прав при создании операционных систем.

В одном из исков указано, что Microsoft украла 189 IT-решений. Однако такие претензии суд счел бездоказательными: 179 отклонили как «добровольно лицензированные Apple для использования в Microsoft», еще 10 не попали под требования защиты интеллектуальной собственности.

В феврале 1995 была еще одна попытка судебного разбирательства между корпорациями. Apple обвинила Microsoft в преднамеренной краже нескольких тысяч строк кода QuickTime — плеера аудио и видеофайлов. Ответ Microsoft был резким: представители корпорации пригрозили прекратить поддержку приложений Office для «яблочников». Apple ничего не оставалось, как отозвать иск.

Вечные конкуренты

Как показала практика, в бизнесе может быть все. В 1997 году Стив Джобс вернулся в Apple. Первый шаг визионера — укрепление стратегического взаимодействия с лидерами рынка. Джобс заключил сделку с Microsoft и прекратил судебный процесс. Между компаниями установили бессрочную перекрестную лицензию на все патенты (как действующие, так и выданные в течение следующих пяти лет), а Internet Explorer стал браузером по умолчанию для Mac. 

Более того, Гейтс пообещал вложить в Apple 150 млн долларов. Microsoft дополнительно и без широкой огласки инвестировала в «Яблоко» дополнительно — от $500 млн до $2 млрд. Гейтс помог Джобсу выправить ситуацию в компании. Акции Apple начали расти, и в корпорацию Джобса вновь поверили инвесторы.

Microsoft в это же время потерпела поражение: капитализация фирмы упала после «краха доткомов» в 2000 году, и вернулась к утраченным позициям лишь в октябре 2017 года.

За это время Apple, разрабатывая и предоставляя прорывные технологии (iPod, iPhone), ушла далеко вперед. Джобс стал вновь критиковать своего визави как в рекламе, так и публично. Сначала он заявил, что Microsoft скопировала разработки Google и Apple, даже при наличии ежегодного бюджета на исследования в размере $5 млрд. 

Удивительно, но Гейтс реагировал на подколки крайне спокойно: он признавал, что Apple делает феноменальные вещи под руководством Джобса. После смерти визионера в 2011 году Гейтс заявил, что соперничество между компаниями помогло их развитию: «Ничего из того, что он говорил, меня не обижало».

В 2012-2015 годах Apple и Microsoft начали более активно сотрудничать.

В сентябре 2015 Apple, представляя новые продукты в Сан-Франциско, пригласили на сцену одного из руководителей Microsoft для демонстрации приложения Office 365 для iPad Pro. Еще через неделю сотрудники Microsoft на конференции Salesforce Dreamforce продемонстрировали их приложения для iPhone.

Новый глава Apple, Тим Кук, признал, Apple и Microsoft какое-то время были врагами. Конкуренция, по словам Кука, сохраняется и сегодня. Новый руководитель IT-гиганта подчеркнул: «между Apple и Microsoft возможно продуктивное сотрудничество, а не жесткое противостояние».

Apple и Microsoft сейчас

По рыночной капитализации долгое время лидировала Apple, но Microsoft вырвалась вперед за счет развития технологий искусственного интеллекта. Корпорация — один из ключевых инвесторов OpenAI, лидирующих разработчиков нейрогенеративных технологий для конечного пользователя. Apple значительно отстает в этой гонке. 

Что касается патентного портфеля, то по числу охранных документов первенство также за Microsoft — 32 173 патента против 20 291 у Apple. При этом активность по самостоятельной регистрации новых разработок у фирм находится примерно на одном уровне.

Как защитить свои разработки? Полезный совет

Если Вы еще не готовы тратиться на патентование собственного IT-решения, или же вы в процессе его разработки, то начните с самого простого — защиты названия вашего приложения, технологии, компании и даже персонажа в игре. Зарегистрируйте бренд в качестве товарного знака и получите неоспоримые преимущества правообладателя. 

Реклама: ООО «Онлайн Патент». ИНН: 7714903709
https://onlinepatent.ru/

Похожие публикации

Какие показатели нужно отслеживать новому бизнесу? 10 главных метрик

Полный список финансовых показателей, которые нужно учитывать при запуске и развитии бизнеса. С формулами, комментариями…

1 неделя назад

Как компании меняли свой бренд из-за испорченной репутации: три кейса

В бизнесе нет страховки от ошибок — любой промах отражается на репутации. И иногда исправить…

3 месяца назад

Запускаем email-рассылку: как не попасть в спам при отправке писем

В статье рассказываем, почему рассылки попадают в спам, и делимся советами, как сделать так, чтобы…

3 месяца назад

Ключ к успешному продвижению: что такое SMM-стратегия и как ее составить

Разберем, что такое SMM-стратегия, зачем она нужна и как эффективно использовать социальные сети для решения…

4 месяца назад

Новогодний маркетинг: лучшие приемы праздничной рекламы

Для бизнеса Новый год и Рождество — время всплеска продаж и увеличения прибыли. А способствуют…

4 месяца назад

Россияне предпочитают .ru вместо .com, а Дональд Трамп проиграл доменный спор за mar-a-lago.com

Рассказываем самые интересные новости доменного мира. (далее…)

5 месяцев назад