e Как менялась компьютерная мышь: эволюция самого нужного аксессуара к ПК
Категории IT-сиеста

Это — мышь! Как появился на свет самый необходимый аксессуар к ПК

Компьютерная мышь была изобретена еще в начале 60-х годов XX столетия. За неофициальную пальму первенства создания нового гаджета борются до сих пор Дуглас Энгельбарт и его коллега (и подчиненный) Уильям «Билл» Инглиш.

Прообраз мышки

Некоторые исследователи считают, что именно Инглиш собрал первую в мире компьютерную мышь. А Энгельбарт, как настоящий хитрый начальник, лишь презентовал в 1968 году на конференции деревянную коробочку с кнопкой наверху и двумя перпендикулярными металлическими колесиками. Через два года он же оформил пожизненный патент «X-Y position indicator for a display system» («Система отображения координатного указателя на экране»).

Патент на компьютерную мышку

Документ принес Дугласу Энгельбарту настоящую известность и некоторый доход. Билл Инглиш позже рассказывал, что компания Xerox заплатила Дугу 50 тысяч долларов за лицензию. При этом конструкцию новой мыши для Xerox придумал Инглиш: внутри гаджета были шарик и два ролика. Для определения угла поворота для каждого ролика сначала использовался контактный энкодер (диск с нанесенными на нем металлическими дорожками, а также тремя контактами, прижатыми к нему).

Инглиш, переизобретая мышь, решил часть проблем (раньше гаджет мог передвигаться только по оси X и Y). Но предложенная изобретателем конструкция тоже не была совершенной: 

  • шарик летал по столу и собирал грязь, из-за чего заедали ролики;
  • контакты на энкодерах окислялись и стирались, что ухудшало точность. 

Новая жизнь старых технологий

Казалось бы, после такого провала мышь уйдет навсегда из IT-технологий, но этого не случилось. Аксессуар реанимировал Стив Джобс, выкупив все наработки.

IT-гений знал, чего хочет, и говорил прямо об этом своим дизайнерам: «[Надо] сконструировать мышь, производство которой будет обходиться не более чем в $15. Она должна прослужить минимум несколько лет. Да, и еще. Я бы хотел пользоваться ей, перемещая по штанине своих джинсов». 

Сказано — сделано! Сначала Apple представила однокнопочную мышь для персонального компьютера Lisa. Гаджет стоил всего 25 долларов. А в 1984 году «яблочники» презентуют еще одну прорывную новинку — Macintosh 128k с графическим интерфейсом. Управление новым компьютером, названным клиентами «тостером», возлагалось на мышь M0100. Она была доступна для людей со средним доходом.

Та самая презентация Macintosh 128k

Технологический прорыв не остался незамеченным. Microsoft (главный конкурент Apple) практически параллельно с «яблочниками» выпустила свои мыши с двумя кнопками для Microsoft Word. На протяжении следующего десятилетия между технологическими гигантами продолжалась конкуренция: 

➤ В 1989 году на конференции ACM SIGCHI Джина Даниэль Венолия из Apple представила прототип мышки с горизонтальным колесиком, который использовался для прокрутки и перемещения по оси Z. 

➤ В 1996 году Эрик Мишельман из Microsoft презентовал модель массового гаджета с колесом прокрутки. 

➤ В 1999 году фирма Билла Гейтса представила кардинально новый продукт уже с оптическим сенсором. Шариковые мышки продержались еще пару лет, а затем окончательно ушли в прошлое, став экспонатами музеев.

Развитие компьютерной мышки в СССР

В конце 80-х советские изобретатели тоже включились в неофициальную компьютерную гонку.

✔ В 1989 году сотрудники Объединенного института ядерных исследований в Дубне Наиль Малахов и Александр Пиляр сконструировали собственные схемы компьютерных мышей.

✔ Позже Олег и Нина Янушкевичи из «почтового ящика» (так называли НПО Прикладной механики им. М. Ф. Решетнева в Железногорске) подали заявку на патент. Их изобретение — «Манипулятор графической информации типа "мышь"».

Возможно, патентование инновационной техники открыло дверь для промышленного конструирования.

Первые мышки в СССР выпускаются под маркой «Марсианка» на производстве МОКБ «Марс» (оно занималось космической навигацией, обеспечивая, например, мягкую посадку орбитального корабля «Буран» в 1988 году).

Современники вспоминали, что устройство выглядело презентабельно и стоило 150 рублей. Любой покупатель мог выбрать мышку подходящего цвета: черного, белого, дымчатого и красного.

В среде программистов того времени была неофициальная конкуренция: на рынке продавались не только «Марсианки», но и «Крысы» или «Колобки». Последние реализовывались в комплекте с персональной советской ЭВМ ЕС-1841. Насмешливую кличку «колобок» даровали из-за массивного металлического шара внутри («крысой» этот же гаджет называли из-за гигантских размеров). 

И пара слов про военных

Некоторые исследователи считают, что, возможно, происхождение компьютерной мыши принадлежит не «гражданским», а военнослужащим.

Выпускник Имперского колледжа в Лондоне Ральф Бенджамин работал над созданием радара. Для определения местоположения того или иного объекта необходим был маркер на экране (иначе говоря — курсор). Бенджамин предложил использовать не только джойстик (который был уже известен), но и «роликовый шарик» (roller ball). Условный трекбол был запатентован военным ведомством на имя изобретателя.

Возможно, что идея именно этой конструкции косвенно была использована немецкой компанией Telefunken Rollkugel, которая в 1968 году (чуть ли не параллельно с Энгельбартом) представила свою мышку, напоминающую «крутящийся шар».

⌘⌘⌘

Каждый год подаются сотни заявлений на патент изобретений, и еще больше на дизайн (их называют промышленными образцами). Но в дизайне компьютерных мышек с начала XXI века существенных инноваций не было. Появились стильные и компактные игровые мыши, но все они — лишь вариации той первой коммерческой модели. А официальным изобретателем навсегда останется тот, кто первым подал патент на гаджет.

Реклама: ООО «Онлайн Патент». ИНН: 7714903709.

https://onlinepatent.ru/

Похожие публикации

Какие показатели нужно отслеживать новому бизнесу? 10 главных метрик

Полный список финансовых показателей, которые нужно учитывать при запуске и развитии бизнеса. С формулами, комментариями…

1 неделя назад

Драма Microsoft и Apple: от вражды до сотрудничества

Техногиганты всё время своего существования судились, обменивались колкостями и пытались обогнать друг друга по уровню…

2 месяца назад

Как компании меняли свой бренд из-за испорченной репутации: три кейса

В бизнесе нет страховки от ошибок — любой промах отражается на репутации. И иногда исправить…

3 месяца назад

Запускаем email-рассылку: как не попасть в спам при отправке писем

В статье рассказываем, почему рассылки попадают в спам, и делимся советами, как сделать так, чтобы…

3 месяца назад

Ключ к успешному продвижению: что такое SMM-стратегия и как ее составить

Разберем, что такое SMM-стратегия, зачем она нужна и как эффективно использовать социальные сети для решения…

4 месяца назад

Новогодний маркетинг: лучшие приемы праздничной рекламы

Для бизнеса Новый год и Рождество — время всплеска продаж и увеличения прибыли. А способствуют…

4 месяца назад