Интернет-эквайринг – что такое, как подключить? Прием онлайн-платежей на сайте для бизнеса
Наличные, перевод на карту, электронный кошелек — существует более десяти вариантов оплаты товаров и услуг, но интернет-эквайринг остается самым популярным и удобным. Рассказываем, что это и как его подключить.
Что такое интернет-эквайринг
Эквайринг — прием платежей с банковской карты или с помощью систем бесконтактной оплаты. Есть 5 видов безналичной оплаты покупок и услуг:
- Торговый эквайринг — любая оплата через кассовые аппараты и терминалы в торговых точках, магазинах, спортзалах, аптеках и кафе. Это прямое взаимодействие с продавцом.
- ATM-эквайринг — это оплата услуг, например, ЖКХ или мобильной связи, через терминалы и банкоматы. Не новый, но все еще популярный способ оплаты.
- Мобильный эквайринг — этот способ оплаты чаще всего используют курьеры и службы доставки в случае, если клиент оплачивает покупку на месте. Оплату принимают с помощью телефона или планшета и mPOS-терминала.
- Интернет-эквайринг — относится ко всем виртуальным покупкам и является одним из самых популярных способов оплаты. В прошлом году оборот электронной коммерции вырос на треть и составил почти 5 трлн рублей.
- Оплата по QR-коду — этот вариант стал особенно популярным для бизнеса во время пандемии, он предусматривает дистанционную оплату с помощью системы быстрых платежей. Терминал при этом не требуется — только реквизиты счета.
Банки предлагают интернет-эквайринг предпринимателям, чтобы было проще принимать онлайн-платежи — на сайте или в мобильном приложении. Ведь, по закону, предприниматели с выручкой более 20 млн рублей в год обязаны предоставлять клиентам возможность оплачивать услуги и товары безналично.

Оплата интернет-эквайрингом актуальна для самых разных сфер бизнеса:
- продуктовых магазинов,
- маркетплейсов,
- аптек,
- салонов красоты и парикмахерских,
- кафе,
- заправок и др.
Также интернет-эквайринг удобен для самозанятых — репетиторов, копирайтеров и других специалистов.
Что дает интернет-эквайринг
Интернет-эквайринг для вашего бизнеса — это прежде всего новые возможности. Форма бесконтактной онлайн-оплаты позволяет:
- принимать платежи на сайте, в социальных сетях, мессенджерах или по SMS, картами или через систему быстрых платежей;
- запоминать карту покупателя — это упростит клиентам оплату следующих покупок;
- полностью или частично возвращать средства клиенту, например, если части заказа не оказалось на складе или покупатель от нее отказался уже после оплаты;
- временно «замораживать» платеж (холдирование) — эта функция также пригодится, если клиент отказался от части товаров или ее не оказалось в наличии;
- автоматически списывать средств, если, например, ваш сервис работает по подписке и пользователям нужно регулярно вносить платежи;
- получать отчеты о продажах и улучшать клиентский опыт.
Чем отличается интернет-эквайринг от торгового эквайринга
Главное отличие торгового эквайринга — контакт продавца с покупателем и наличие POS-терминала, который необходим для оплаты. Чтобы клиенты делали покупки на вашем сайте, терминал не нужен.
С торговым эквайрингом мы сталкиваемся каждый раз, когда выходим из дома — когда оплачиваем проезд в транспорте, берем кофе с собой, обедаем в кафе или идем на шопинг. Два года назад лишь треть россиян оплачивали покупки наличными, остальные предпочитали расчет картой.
Также интернет-эквайринг часто путают с онлайн-кассой, но на деле это два разных инструмента. Итак, чем отличается интернет-эквайринг от онлайн-кассы:
- контрольно-кассовый аппарат нужен для выдачи чека — без него почти все компании не имеют права продавать услуги и товары;
- интернет-эквайринг — способ безналичной оплаты в интернете.
Онлайн-касса по закону должна быть установлена почти во всех организациях, а вот интернет-эквайринг подключают по желанию. Кассовый аппарат необязателен, например, в газетных киосках и мастерских по ремонту обуви. Посмотреть, нужна ли онлайн-касса для интернет-эквайринга для конкретных категорий, можно в ст. 2 № 54 ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». За нарушение закона предпринимателям грозит штраф от 25% до 100% от проведенных оплат.
Как работает интернет-эквайринг
В работе интернет-эквайринга участвуют:
▼ мерчант — организация, которая принимает оплату, например, магазин или интернет-аптека;
▼ покупатель;
▼ банк-эмитент — банк, в котором выпущена карта покупателя;
▼ банк-эквайер — банк, который принимает платеж с помощью процессингового центра. За свои услуги эквайер берет комиссию;
▼ платежная система — она контролирует, разрешает или запрещает платеж.
Когда клиент вводит данные карты в форму оплаты на сайте, эквайер отправляет запрос эмитенту с помощью платежной системы. Когда банки убедятся, что средств на счету клиента достаточно и его использует не мошенник, деньги списываются со счета и поступают на счет мерчанта. После оплаты, как правило, на почту приходит чек.

Как подключить интернет-эквайринг
Изначально эквайринг был доступен только ИП и ООО, так как средства зачислялись на расчетный счет. Сейчас некоторые банки предлагают подключить оплату интернет-эквайрингом и для самозанятых — в этом случае оформлять расчетный счет в банке не нужно, деньги будут поступать на лицевой.
Чтобы подключить онлайн-оплату, нужно выбрать эквайера — банк, который будет проводить платежи со стороны продавца, и тариф. Стоимость эквайринга для интернет-магазина зависит от банка и платежного сервиса, а также от предоставляемых услуг и оборота компании. Комиссия банка за предоставление услуг может составлять от 1,0% до 4,0% с операции, а при оплате через платежные агрегаторы стоимость услуги может достигать до 10,0%.
Для заявки на подключение услуги понадобятся регистрационные документы:
- для ИП — паспорт, ИНН, свидетельство о регистрации ИП;
- для ООО — копия устава, решение о назначении директора, свидетельство о регистрации, доверенность для заключения договора и ИНН.
Банки могут запрашивать фотографии торговых точек и дополнительные документы. Для самозанятых, если счет в банке-эквайере уже открыт, понадобится только заявление.
Интернет-эквайринг в REG.RU так же доступен индивидуальным предпринимателям, ООО и самозанятым: с ним можно принимать оплату банковскими картами на сайте, по QR-коду, в социальных сетях и по SMS.
Чтобы подключить сервис платежей, нужно:
- оставить заявку на странице сервиса,
- выбрать тариф,
- подписать договор,
- настроить интеграцию по инструкции или использовать готовое решение.
На каких CMS можно подключить интернет-эквайринг
CMS — система управления контентом, с помощью которой можно настраивать сайт. Чаще всего CMS предполагают удобный интерфейс, где можно редактировать внешний вид сайта и добавлять новые возможности для пользователей.
Онлайн-оплата доступна практически на всех CMS, но проще всего ее установить на современных системах вроде 1С-Битрикс или WordPress. При этом сайт должен соответствовать требованиям:
➤ содержать контактную информацию компании,
➤ содержать реквизиты банковского счета,
➤ на сайт должен быть установлен SSL-сертификат.
Варианты подключения:
- Платежный виджет — всплывающее окошко на сайте или в приложении.Это самый простой вариант и подходит небольшим интернет-магазинам с ограниченным ассортиментом. Виджет не позволяет складывать товары в «корзину», а оплата доступна только за единицу.
- Готовый модуль — плагин для CMS, который встраивается на сайт. Его легко установить — достаточно скачать и настроить, но такой вариант доступен только для популярных систем управления контентом.
- Интеграция по API — это программный код, который предоставляет банк. Он встраивается на сайт и позволяет обрабатывать платежи. Интеграция — самый сложный вид приема платежей, который используют только в крупных компаниях.
⌘⌘⌘
Интернет-эквайринг — эффективный инструмент для развития бизнеса. При правильном подходе он поможет предпринимателям расширить клиентскую базу, снизить риски и расходы, а также повысить удобство обслуживания.