Поиск по сайту Поиск

Как защитить приложение?

Вы наконец-то закончили разрабатывать приложение, завершили все тесты, и вам уже не терпится разместить результат в AppStore и Google Play? Но лучше не спешите: для начала позаботьтесь о том, чтобы ваше решение не скопировали недобросовестные конкуренты. В этом материале совместно с Онлайн Патент мы расскажем о возможных способах защиты мобильного приложения.

Первое, что приходит в голову — запатентовать результаты ваших трудов, чтобы уберечь их от копирования. Но формально запатентовать такой объект, как приложение, нельзя. Однако можно защитить то, из чего оно состоит: интерфейс, код, дизайн, музыку и другие детали. Чем больше объектов вы запатентуете, тем лучше будет защита.

Посмотрим, как это происходит на практике, на примере некоторых приложений Яндекс.  

Свидетельство на товарный знак — защищаем название и логотип

Товарный знак — любое обозначение, использующееся для индивидуализации продуктов и услуг. Товарным знаком может быть название приложения, логотип или иконка, слоган, маскот-талисман. Это самый распространённый объект интеллектуальной собственности, который используется повсеместно.

Чтобы защитить товарный знак, вам необходимо получить свидетельство, в котором будет указан ваш товар или услуга в соответствии с международной классификацией товаров и услуг. Для приложения это обычно 9 класс (приложения и программы) и 42 класс (услуги по разработке программ и приложений).

Пример: «Яндекс Город» — товарный знак Яндекс, который включает огромное число товаров и услуг: от какао до обрамления художественных работ (свидетельства 734080 и 731476).

После регистрации товарного знака под охраной окажутся ещё и схожие с ним названия и обозначения. Например, если ваше приложение называется «Поздравлятор», а кто-то выложит похожую по функционалу программу «Проздровлятор», то вы смело можете обратиться в поддержку AppStore или Google Play с просьбой удалить приложение, нарушающее ваши права. Защита товарного знака действует 10 лет, и её можно продлевать неограниченное число раз.

Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ — защищаем исходный код

Исходный код вашего приложения можно зарегистрировать как программу для ЭВМ. Стоит учесть, что программа при этом считается произведением литературы — то есть комбинацией цифр, знаков, символов, букв и так далее. Это означает, что охраняется совокупность символов кода, а не алгоритмы, которые лежат в его основе.

Свидетельство на программу для ЭВМ действует долго — права сохраняются за авторами пожизненно и ещё в течение 70 после смерти последнего автора. Правообладателями могут быть как компания, так и разработчики-физические лица. Такое свидетельство часто оказывается полезно при совершении сделок, поскольку оно подтверждает наличие прав на исходный код.  

Патент на промышленный образец — защищаем интерфейс

Промышленный образец защищает оригинальный интерфейс вашего приложения (элементы дизайна, расположение кнопок, иконок, вкладок и так далее). При этом в одну заявку можно включить множество экранов интерфейса. Патент на промышленный образец действует 5 лет, в дальнейшем его можно продлить до 25 лет. 

Пример: Яндекс имеет патенты на промышленные образцы своих приложений, среди которых Яндекс Карты, Яндекс Такси и другие (патенты 100844, 100846, 100848).

Обратите внимание, что вы получаете патент на определённый внешний вид. Если вы решите выпустить обновление, в котором интерфейс приложения сильно изменится, то придётся заново получать патент.

Патент на изобретение — защищаем алгоритмы

Это довольно сложный, но одновременно и самый надёжный способ защиты. Если вы используете в приложении уникальные алгоритмы, их можно запатентовать в качестве изобретения. Правда, процесс довольно трудоёмкий: нужно определить, является ли ваш алгоритм патентоспособным, проработать его формулу и описание патента. Срок действия защиты — 20 лет, однако патент необходимо ежегодно продлевать, уплачивая пошлину. 

Пример: Яндекс запатентовал свои алгоритмы в качестве изобретений: среди них можно найти способ для загрузки приложения на электронное устройство (патент 2634219), рекомендательный сервис для пользователей (патент 2693323) и другие.

Авторское право — защищаем объекты искусства

Если в вашем приложении есть авторская музыка, видео, тексты или другие объекты искусства, то все они охраняются авторским правом. 

Авторские права начинают действовать с момента создания произведений и не требуют каких-либо подтверждающих документов. Но если вы хотите усилить защиту, можете задепонировать их (поместить в специальное хранилище). Депонирование подтвердит ваше авторство и может стать дополнительным доказательством, если возникнут какие-либо споры и претензии.

Несколько советов

Лучше всего защитить все возможные элементы приложения, чтобы обеспечить комплексную охрану вашей интеллектуальной собственности.

И напоследок несколько рекомендаций:

  • Даже если вам не терпится поделиться скриншотами интерфейса или фрагментами кода, лучше не выкладывайте их в открытый доступ (по крайней мере до того, как получите свидетельство или патент). Так вы убережёте себя от кражи наработок.
  • Чтобы избежать судебных разбирательств с сотрудниками, которые приложили руку к созданию приложения, оформите соответствующие задания на разработку результатов интеллектуальной собственности или пропишите необходимые условия в трудовых договорах. Не забудьте указать авторство и выплатить сотрудникам вознаграждение не ниже установленных законом пределов.
  • Взгляните на своей проект с разных точек зрения. Патент обеспечит компании временную монополию на рынке, увеличит капитализацию и сделает привлекательнее в глазах инвесторов.
  • При разработке элементов приложения у внешних подрядчиков используйте договор авторского заказа, а также не забывайте заключать соглашения о конфиденциальности (Non-disclosure agreement, NDA), чтобы избежать разглашения результатов разработки.
  • Не забывайте, что в случае судебных разбирательств и в процессе доказательства вашего авторства также могут помочь нотариально заверенные документы, подтверждающие факт публикации произведения.

⌘⌘⌘

Надеемся, наши советы помогут вам найти эффективные инструменты и уберечь приложение от копирования и других незаконных операций. Помните, что чем раньше вы начнёте действовать, тем быстрее сможете защитить результаты своего труда.

Победить конкурентов и увеличить выручку: кейс горизонтального масштабирования клиники

Рассказываем путь развития стоматологической клиники к повышению выручки на 40% с сохранением рентабельности.
Read More

Руководство по CI/CD в GitLab для новичка

В статье разбираем, как устроена практика CI/CD, какие у нее нюансы и преимущества использования. А также расписываем пошаговый процесс использования...
Read More

Что такое GitLab, кому нужен, как пользоваться

GitLab — платформа для совместной разработки. Она позволяет командам организовывать свои процессы от планирования до мониторинга и может работать в...
Read More

Как продавать представителям разных поколений

Рассказываем, как работает теория поколений и чем она оказывается полезной для маркетинга в малом и среднем бизнесе.
Read More

Как привлечь новую аудиторию и победить конкурентов. 3 кейса-стратегии

На примере трёх кейсов разбираем трансформацию продуктов на основе методологии jobs-to-be-done.
Read More

Что стоит автоматизировать в бизнесе с самого начала

Экономить силы, время и деньги – это база, а не привилегия. Автоматизируйте процессы и уделяйте внимание стратегическим задачам.
Read More

Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция

Бизнес-план — стратегия развития проекта, без которой не стоит начинать ни один бизнес. Рассказываем, как правильно его составить.
Read More

Сильная презентация для инвесторов: от содержания до выступления

Всё про качественную презентацию для инвесторов. Что разместить на слайдах, как держаться на встрече и увеличить свои шансы на сделку.
Read More

Дёшево и эффективно: как малому бизнесу продвигать свой сайт

Как выделиться среди конкурентов и получить внимание потенциальных клиентов. Бюджетные методы продвижения сайта – в этом обзоре.  
Read More

Как перевести бизнес в онлайн: 7 шагов

Пошаговая инструкция по переводу существующего бизнеса в онлайн: от создания сайта до начала продаж и запуска рекламы.
Read More