Поиск по сайту Поиск

С днём рождения, .РФ!

В этом году кириллической национальной российской доменной зоне исполняется 10 лет. Мы решили вспомнить, как всё начиналось: в этом материале расскажем, зачем нужен был домен .РФ, и как он появился. А также поделимся актуальной статистикой.

Давным-давно…

В далёком 1996 году доменная индустрия осознала, что миру нужны адреса на национальных языках, а не только на латинице. Во-первых, это позволило бы носителям разных национальностей и культур писать адреса, используя символы родного языка, а во-вторых — это возможность зарегистрировать гораздо больше доменов. Идею интернациональных доменов предложил Мартин Дюрст, на тот момент работавший в World Wide Web Consortium (W3C, Консорциум Всемирной паутины).

В 2001 году в Интернете появились первые кириллические домены — правда, их можно было регистрировать только в зонах .NET и .COM. Позже к списку добавилась и зона .SU. Планировалось внедрить кириллицу и в зону .RU, но в 2006 году корпорация ICANN объявила о запуске доменных зон на национальных языках, поэтому от этой идеи отказались. Зато появился новый план — создать кириллическую доменную зону.

Первые шаги

В 2008 году на 32-й Международной конференции ICANN было принято предварительное решение о том, что Россия получит свою первую доменную зону на кириллице. Начались работы по созданию нового домена, для которого было выбрано название «РФ». Почему символы в домене именно «РФ», а не «РУ», спросите вы? Дело в том, что в названии зоны должен быть хотя бы один символ, отличающийся от латиницы, — и им стала буква «Ф». Иначе кириллический домен .РУ вполне можно было бы перепутсть c нацилнальным доменом Парагвая — .PY (.py).

Администрировать доменную зону — то есть развивать технологическую инфраструктуру, аккредитовывать регистраторов и разрабатывать регламенты — стал Координационный центр национального домена сети Интернет, который уже занимался развитием зоны .RU.

Кстати, REG.RU стал первым из Российских регистраторов, который получил аккредитацию в этой зоне. Это особенное время в истории компании. Мы проводили вебинары, где рассказывали о преимуществах кириллических доменов, разрабатывали фирменный стиль доменной зоны (отдельные иллюстрации до сих пор можно встретить на просторах интернета) и даже выпускали “Симафоны” вместе с Денисом Симачёвым.

Но вернёмся к хронологии. Запуск домена .РФ проходил в несколько этапов:

В ноябре 2009 года начали приниматься заявки на первый этап приоритетной регистрации — домены могли получить только владельцы русскоязычных товарных знаков. В этот период многие компании зарегистрировали адреса, совпадающие с их товарными знаками, чтобы в дальнейшем избежать киберсквоттинга. Лидером стала ассоциация «Мир», зарегистрировавшая целых 264 домена.

12 мая 2010 года стартовал второй этап приоритетной регистрации для владельцев товарных знаков на русском языке или латинице. В этот же день заработали первые сайты в доменной зоне .РФ — ПРЕЗИДЕНТ.РФ и ПРАВИТЕЛЬСТВО.РФ. Именно поэтому 12 мая принято считать днём рождения зоны.

11 ноября 2010 года домен стал доступен для всех желающих. За первый день открытой регистрации в Интернете появилось более 240 тысяч доменов .РФ, а за первый месяц пользователи приобрели около 700 тысяч адресов.

Зона .РФ сегодня: статистика и факты

За 10 лет зона .РФ прошла долгий путь, и сегодня она продолжает развиваться. Вот немного статистики, актуальной на момент публикации материала:

  • В зоне .РФ аккредитовано 49 регистраторов.
  • Общее число адресов, зарегистрированных в зоне .РФ, составляет около 730 000. На первом месте по числу доменов — регистратор REG.RU, на обслуживании у которого находится более 327 000 доменных имён .РФ.
  • 26% доменных имён имеют возраст меньше года, 15,4% — 9 лет (интересно, что в .RU такого тренда нет. Можно предположить, что представители бизнеса и домейнеры, которые ещё на старте зоны инвестировали в .РФ, сохраняют здесь свои активы, а ряд сделок на вторичном рынке мог проводиться без обнуления даты регистрации, что сохранило возраст доменам), 13,6% — год. Возраст остальных составляет от 2 до 10 лет.
  • Более 40% сайтов на домене .РФ, использующие CMS, работают на WordPress, 13,58% — на Joomla, 13,5% — на 1С-Битрикс.
  • Почти 50% сайтов, которые применяют системы аналитики, используют сервис Яндекс.Метрика, 19% пользуются Liveinternet, 16% — Google Analytics.
  • А вот в рекламных сервисах лидирует Google AdSense, который установлен на 62% сайтов. На втором месте Яндекс.Директ (24%), на третьем — AdX (11%).

Более полную статистику зоны .РФ можно посмотреть на аналитическом сервисе StatOnline.

Что ещё посмотреть про .РФ

В честь юбилея зоны .РФ запущено два любопытных ресурса. Координационный центр доменов .RU/.РФ открыл сайт 10.КЦ.РФ, где можно узнать интересные факты о доменной зоне, посмотреть поздравления и видеообращения партнёров, а также увидеть архивные видеоролики.

Тем, кто занимается разработкой веб-проектов, стоит заглянуть на сайт ПОДДЕРЖИВАЮ.РФ — он направлен на поддержку и развитие домена .РФ. Здесь можно узнать, как пользоваться национальными доменами, какие есть сложности в реализации веб-проектов на них и как их решить.

И, конечно же, регистрируйте собственные домены! На сайте REG.RU вы можете подобрать красивый адрес за считанные секунды.

Локальное ранжирование в Google: как проверять эффективность продвижения сайта в разных регионах

Чтобы убедиться, что сайт правильно продвигается, необходимо понимать, как именно он ранжируется в разных региональных сегментах интернета. Команда Links.Sape рассказывает...
Read More

Как совместить карьеру и семью: интервью с сотрудником REG.RU

Режим самоизоляции 2020 года разделил нашу жизнь на «до» и «после». И хоть прошло больше двух лет, многие IT-специалисты так...
Read More

Подборка выпусков подкаста «640 килобайт» для IT-специалистов

Удивительно, но в эпоху стримов, тиктоков и виртуальной реальности подкасты переживают вторую волну популярности. Всё потому, что у аудиоконтента есть...
Read More

Близнецы или двойняшки: что такое тайпо-домены

В прошлом месяце мы обещали подготовить статью про тайпо-домены. Сказано — сделано. Сегодня разберемся, что это такое и зачем регистрировать...
Read More

Необычная среда разработки Jupyter Notebook

Если вы хотите писать на Python или работать с Data Science, обратите внимание на интерактивную среду разработки с «живым» кодом...
Read More

Как определить фишинг и не попасться на крючок

Праздник к нам приходит, а вместе с ним и два месяца распродаж: 11.11 и «черные» дни недели. К сожалению, также...
Read More

Публичное, частное или гибридное: рассказываем, какое облако лучше подойдет вашему бизнесу

Причина популярности облачных технологий в бизнесе — не только безопасность данных и сокращение time-to-market (времени вывода на рынок). Облака позволяют...
Read More

Осенний рецепт для создания крутого сайта

Ноябрь — прекрасное время не только для тыквенных пирогов и облепихового чая, но и для запуска сайтов. Пока ваши клиенты...
Read More

Что такое Python-хостинг и какой тип услуги выбрать

В статье мы расскажем о том, что такое Python и как выбрать хостинг для проектов на этом языке. (далее…)
Read More

Элиза, Пэри и Алиса: история и эволюция чат-ботов

За последнее десятилетие чат-боты незаметно влились в нашу жизнь и стали ее неотъемлемой частью. Siri поможет найти ответ на любой...
Read More