Поиск по сайту Поиск

Техническое задание от SEO: как корректно поставить его копирайтеру, линкбилдеру и программисту

Любому SEO-специалисту может потребоваться помощь коллег — например, дизайнера или копирайтера. Умение грамотно и четко составлять техническое задание помогает избежать многих проблем и добиваться желаемых результатов в срок. Как это делать и что нужно учитывать, рассказывает руководитель платформы линкбилдинга Links.Sape Александр Шестаков. 

Некачественное ТЗ — риски и возможные проблемы

Неопределенность и неоднозначность технического задания (ТЗ) может создать немало трудностей как исполнителю, так и самому заказчику.  Рассмотрим основные риски:

  • Неэффективная работа. Недостаточно четкое ТЗ может привести к неправильному выполнению работы другим специалистом. В лучшем случае бюджет будет потрачен впустую, в худшем — во вред проекту.
  • Задержка сроков выполнения работы. Если ТЗ не содержит достаточной информации, разработчик или копирайтер потратят больше времени и ресурсов на реализацию задачи, чем запланировали изначально. 
  • Повторное выполнение задания. Что может быть хуже, чему выполнять одну и ту же работу дважды? Так из-за неправильно сформулированного ТЗ ваш коллега потратит вдвое больше сил и времени.  
  • Напряжение в коллективе. Любая подобная ситуация приводит к разладу с коллегами и снижает авторитет, а также ставит под сомнение ваш профессионализм. 

Что обязательно нужно учесть в ТЗ

Важно не только хорошее понимание требований проекта, но и умение коммуницировать и прогнозировать, каким образом работа может быть выполнена.

В зависимости от проекта SEO-специалист может ставить задачи:

  • Копирайтерам — для написания на страницы сайта уникального и оптимизированного контента, который будет соответствовать требованиям поисковых систем.
  • Разработчикам — для оптимизации технической составляющей сайта, например, улучшения скорости загрузки, устранения ошибок, создания качественной структуры сайта и других факторов.
  • Линкбилдерам — для поиска и размещения качественных внешних ссылок на сайте, а также для проверки и управления имеющимися ссылками.
  • Аналитикам — для анализа результатов продвижения сайта и оценки эффективности работы команды.
  • Менеджерам проектов — для координации работы команды, соблюдения сроков и контроля за выполнением задач.
  • Дизайнерам — для создания дизайна сайта, который будет соответствовать требованиям SEO, например, для удобства навигации, читаемости контента и т. д.
  • Специалистам по контекстной рекламе — для настройки контекстной рекламы на сайте и оптимизации объявлений.

Чтобы поставить четкое ТЗ, придерживайтесь следующего алгоритма:

  1. Определите цели проекта — специалист, выполняющий задачу, должен иметь представление о глобальных целях проекта и своей роли в нем. 
  2. Четко опишите задачу — важно дать ёмкое, но в то же время содержательное и информативное описание задачи. Например, «Написать статью о типах ссылок на 3000 знаков» содержит мало конкретики. «Написать статью на 3000 знаков о том, чем отличаются статейные, арендные, социальные и крауд-ссылки, когда применяются и где их добывать» — более подробная и понятная задача.
  3. Определите требования к результату — это могут быть такие требования, как увеличение трафика на сайт или увеличение конверсии. Сотрудник должен знать, на что направлена его работа.
  4. Опишите целевую аудиторию — специалисты должны знать, для кого они создают контент, чтобы лучше представлять итоговый результат. 
  5. Укажите сроки и доступные ресурсы — специалист будет знать, сколько времени ему необходимо потратить на выполнение задачи в срок, а если он работает на аутсорсе — какие ресурсы ему будут доступны.

Как поставить ТЗ конкретному специалисту

В дополнение к общему алгоритму, приведенному выше, при постановке ТЗ конкретному специалисту можно придерживаться следующих рекомендаций. 

ТЗ для копирайтера

Для копирайтеров ТЗ часто включает следующие пункты:

  • Тематика и стиль текста — указание тематики статей, их объема и стиля написания, например, информационный, описательный, эмоциональный, и т. д.
  • Определение ключевых слов и фраз — список ключевых слов и фраз, которые необходимо включить в текст для оптимизации его под поисковые запросы.
  • Требования к уникальности контента — определение необходимого процента уникальности контента и требования к проверке на плагиат.
  • Поддержка текущих задач SEO — информирование копирайтера о текущих задачах SEO и о том, какие элементы нужно включать в текст для их поддержки, например, ссылки на важные страницы сайта и т. д.
  • Требования к структуре текста — указание необходимых заголовков и подзаголовков, списков, таблиц и других элементов, которые помогут улучшить структуру текста.
  • Дополнительные требования — такие как степень технической сложности текста, требования к иллюстрациям и другие.

ТЗ для линкбилдера

Для линкбилдеров следует указать требования к качеству внешних ссылок, которые они должны найти и разместить на сайте: 

  • Поиск качественных внешних ресурсов — описание критериев для определения качества ресурсов, на которых будут размещаться ссылки, а также указание тематики сайтов, с которыми должна соответствовать тематика сайта заказчика.
  • Анализ имеющихся внешних ссылок — проверка текущего профиля ссылок, обнаружение ошибочных ссылок, проверка ресурсов, на которых уже размещены ссылки.
  • Размещение ссылок — определение места, где ссылка будет размещена, формата ссылки (арендные, статейные и тд), текста ссылки, анкора и прочих характеристик.
  • Управление внешними ссылками — проверка наличия ссылок, проверка их корректности, удаление ссылок в случае нежелательности их дальнейшего размещения.
  • Отчетность — требования к отчетности о проделанной работе, привлеченных ресурсах и результате их использования.

ТЗ для разработчика

ТЗ разработчику может содержать ряд следующих требований:

  • функциональность — описание функциональности, которая должна быть добавлена или улучшена.
  • производительность — требования к скорости загрузки, времени ответа сервера и т. д.
  • безопасность — требования к защите сайта от взломов, утечки данных, вирусов и другие.
  • совместимость — требования к совместимости с различными браузерами, устройствами и операционными системами.
  • адаптивность — требования к адаптивности сайта под различные экраны и устройства.
  • технические требования — описание технических параметров, таких как языки программирования, фреймворки, базы данных и т. д.
  • тестирование и отладка — описание требований к тестированию, отладке и документированию кода.

ТЗ для аналитика

Для аналитиков в ТЗ важно указать:

  • Какие метрики нужно отслеживать и анализировать для оценки эффективности продвижения сайта. Это могут быть, например, показатели посещаемости сайта, конверсии, количество запросов из поисковых систем и другие.
  • Требования к отчетности и частоте ее предоставления.

⌘⌘⌘

Учитывайте особенности проекта и бизнес-цели заказчика, чтобы ваши ТЗ максимально им соответствовали, а работа привлекаемых специалистов была продуктивной и приводила к нужным вам результатам.

Какие показатели нужно отслеживать новому бизнесу? 10 главных метрик

Полный список финансовых показателей, которые нужно учитывать при запуске и развитии бизнеса. С формулами, комментариями и понятными примерами расчета. (далее…)
Read More

Драма Microsoft и Apple: от вражды до сотрудничества

Техногиганты всё время своего существования судились, обменивались колкостями и пытались обогнать друг друга по уровню новаторства в разработках. Наши коллеги...
Read More

Как компании меняли свой бренд из-за испорченной репутации: три кейса

В бизнесе нет страховки от ошибок — любой промах отражается на репутации. И иногда исправить ситуацию может только ребрендинг и...
Read More

Запускаем email-рассылку: как не попасть в спам при отправке писем

В статье рассказываем, почему рассылки попадают в спам, и делимся советами, как сделать так, чтобы письма всегда доставлялись до адресатов....
Read More

Ключ к успешному продвижению: что такое SMM-стратегия и как ее составить

Разберем, что такое SMM-стратегия, зачем она нужна и как эффективно использовать социальные сети для решения бизнес-задач. (далее…)
Read More

Новогодний маркетинг: лучшие приемы праздничной рекламы

Для бизнеса Новый год и Рождество — время всплеска продаж и увеличения прибыли. А способствуют этому всем знакомые персонажи: от...
Read More

Россияне предпочитают .ru вместо .com, а Дональд Трамп проиграл доменный спор за mar-a-lago.com

Рассказываем самые интересные новости доменного мира. (далее…)
Read More

Прокрастинация: что такое, виды и как бороться

Прокрастинатор полон идей и амбиций, но ему часто не хватает самодисциплины и силы воли, чтобы начать действовать. Что заставляет нас...
Read More

Что нужно покупателям в 2024: 5 трендов электронной коммерции

Ежегодно рынок e-commerce в России растет на треть, а в 2024 году, по прогнозам экспертов, его оборот составит более 7,2...
Read More

Гайд: стильный интернет-магазин на WordPress с помощью двух инструментов

Онлайн-торговля растет на 40-50% в год, поэтому открыть свой интернет-магазин никогда не поздно. Для старта не понадобятся знания HTML и...
Read More